Полетели в Амстердам: в картине "Каникулы" в поте лица борются с фальшью

В прокат вышел фильм, получивший Гран-при на прошлогоднем фестивале "Маяк", – дебют режиссёра Анны Кузнецовой
Полетели в Амстердам: в картине "Каникулы" в поте лица борются с фальшью
"Пионер"
Завуч и её внезапная подруга.

Школьный театральный кружок отправляется на фестиваль детских театров в Сочи. Руководительницу кружка все упорно называют Татьяной Викторовной (Дарья Савельева), но именование с отчеством так же подходит развязной училке, как мысль о том, что она в состоянии что-то преподавать. Даже у стойки регистрации в аэропорту она ломает, ковыряя языком щёки, какую-то непонятную, совершенно не смешную комедию: мужу школьного завуча про бумажный браслет у себя на руке говорит, что это антиникотиновый и противоалкогольный пластырь, а регистраторам билетов – что группа летит в Амстердам.

Улыбок эти "шутки" не вызывают ни у кого, включая зрителя, которому сразу малопонятно, ради чего затевать акцию протеста против окружающего мира в аэропорту при проверке билетов – чтобы никуда не улететь? Сопровождающая странную девушку завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова), не меняя каменного выражения лица, предлагает ей "решать проблемы, а не создавать", что почти никак не влияет на наличие вечной ухмылки на физиономии у вечно взлохмаченной Татьяны Викторовны.

В Сочи группа живёт вповалку в номерах какого-то захудалого отеля, больше похожего на советский пионерский лагерь, пытается репетировать и возвращается домой ни с чем: жюри не оценило спектакль. Вкратце это всё.

Подростки – единственное прекрасное в этой картине.
"Пионер"
Подростки – единственное прекрасное в этой картине.

Сразу скажем, что единственное хорошее, что есть в этой картине, – это подростки из театральной труппы. Любовная драма, которая разыгрывается между тремя участниками школьного спектакля, в центре которой прекрасный Егор Леонтьев ("Родком"), выглядит очень естественно, сыграна замечательно и хоть как-то оправдывает существование этого опуса в целом.

Всё остальное по степени точности попадания в ноты – как крик потревоженного павлина. Причём парадоксально, что задуманный как критический по отношению к фальши окружающего мира фильм показал фальшь не объектов своего внимания, а, скорее, высмеивает своих авторов.

Татьяна Викторовна, прямо по Маяковскому "резкая как "нате!", задумана как главная фигура протеста в этом неправильном и прогнившем мире тупых взрослых ("Ваши родители идиоты", – говорит одна из участниц труппы, конечно же, с зелёными волосами, и на лицах окружающих появляются просветлённые моментом этой истины выражения). Ведь Татьяна Викторовна такая же искренняя и непосредственная, как её подопечные-подростки, и легко может с ними и покурить, и с пол-оборота пуститься в пляс под звонок мобильного телефона – всё это признаки красоты души, которые мы уже где-то видели.

Полуистеричное состояние Татьяны Викторовны, конечно, объясняется внутренней драмой: она рассталась с мужем, который, как выяснилось, бросил её, решив, что она его не уважает, потому что она зевнула во время занятий с ним сексом. Честно говоря, завидев на первых секундах картины странные движения и реплики Татьяны Викторовны, дальше смотришь с надеждой, что где-то нам всё же покажут что-то близкое к правде характера, но на этом месте данная надежда покидает зрителя. Да, развод из-за зевка – это сильно, такое просто так не придумаешь. Как не придумаешь и крайнюю искренность работы Татьяны Викторовны с детьми. "Хлобысь – и ты опрокидываешь на себя всю эту ботву. Реально", – если перевести на замшелый русский язык, речь идёт об указании артисту, как нужно высыпать на сцене светящиеся маленькие лампочки из банки.

Умная Татьяна Викторовна грустно слушает тупых чиновников.
"Пионер"
Умная Татьяна Викторовна грустно слушает тупых чиновников.

Правда, при всей своей непосредственности, камушки в море Татьяна Викторовна бросает с какой-то провинциальной театральностью – впрочем, наверное, по-другому не получается у тех, кто приезжает в "эту дыру под названием Сочи", как честно аттестовала Татьяна Викторовна знаменитый приморский курорт.

Эта непосредственная и страдающая натура оказывается среди окостенелого в своей фальши мира, напоминающего дешёвые театральные декорации: тупых как пробки чиновников, которые проводят театральный фестиваль, нечутких работников отеля и вообще – всех очень дремучих. Особенно, конечно, доставили эмоций зрителю именно чиновники. "Любительские театры играют исключительно важную роль в формировании театрального движения России", – слушая подобный текст, возникает вопрос, уверены ли авторы, что рисуют, хоть и глубоко провинциальный (в смысле сочинский), театральный фестиваль не на основе своих фантазий о неидеальной стране, которая их так тяготит. Особенно мощный хохот вызвал у автора данной рецензии представитель нелюбимой прогрессивными деятелями культуры "власти" – полууголовного вида лысый пацан с булавкой в ухе и гигантским гербом России на лацкане пиджака (конечно, тесная связь власти и уголовщины – куда без этой любимой прогрессивными российскими художниками параллели).

"Нужно, чтобы дети верили в силу добра", – нарочито фальшиво внушают чиновники чуждой их лжи Татьяне Викторовне и завучу Марии Генриховне, которым, конечно, сложно поверить, что подобные сентенции можно произносить с верой в них. Ведь в их печальной жизни все театральные и прочие кружки в школе закрываются – да, именно потому, что в этой ужасной стране забота о детях только декларируется и никак иначе.

Зато, по задумке авторов, естественно должен выглядеть лесбийский подтекст в отношениях завуча и прекрасной Татьяны Викторовны. В принципе, считав все разложенные до этого в картине "пасхалочки" (одна из них – спонсору ВСУ Ивану Вырыпаеву, заочно приговорённому в России к тюремному заключению), уже даже как-то не удивляешься, но всё-таки: а кто выпустил это в прокат? И ведь как обидно: такой хороший подростковый фильм мог получиться, а опять вышла унылая агитация и пропаганда.