Покупатели агрегаторов могут получить подделку, потому что никто не проверяет продавцов

Разобрались, как на сайты-агрегаторы попадает контрафактный товар и что делать, если вы всё-таки его купили
Покупатели агрегаторов могут получить подделку, потому что никто не проверяет продавцов
Shutterstock
Понять, что под видом оригинала вам продали подделку, зачастую можно лишь после получения товара.

Сегодня маркетплейсы Ozon, Wildberries, "Сбермегамаркет" и "Яндекс.Маркет" – одни из главных торговых российских площадок, особенно для регионов. И немудрено, ведь там можно купить всё что угодно, и зачастую по более выгодной цене, чем в других местах. К тому же это удобно: заказать единовременно здесь можно пачку риса, секатор для сада, еду для питомца, памперсы для ребёнка – и получить это очень скоро в соседнем доме, ведь пунктов выдачи огромное множество. По данным аналитического отдела Wildberries, региональные продавцы увеличили свои продажи на 120% за 2021 год. Из них наибольший объём продаж был зарегистрирован среди продавцов одежды, обуви, косметики и парфюмерии. И разумеется, всё, что хорошо покупается, становится лакомым кусочком для недобросовестных продавцов подделок на известные бренды. И всё же здесь есть свои подводные камни, которые вам не понравятся, а именно – наличие большого количества подделок, особенно в категории одежды/обуви и бьюти-товаров. Metro разбирается, как недобросовестные продавцы торгуют подделкой и есть ли шанс на неё не нарваться.

Как подделки попадают на маркетплейсы

На запрос Metro в пресс-службе агрегатора Wildberries ответили, что компания стремится сделать покупки максимально прозрачными,: "Для предотвращения появления подделок мы активно взаимодействуем с крупными российскими и международными производителями. Также продавцы могут и самостоятельно решать возникающие претензии друг к другу в части, например, авторских прав – мы предоставляем всю необходимую им контактную информацию".

Если проще, то получается, что ответственность за борьбу с контрафактом лежит на продавце оригинала, которому предоставляется возможность уладить вопрос в правовом поле без участия агрегатора.

"Продавцы маркетплейса обязаны иметь всю необходимую разрешительную документацию для продажи товара – при этом они должны её предоставлять не только самой площадке, но и покупателям по первому запросу. При выявлении нарушений компания применяет санкции к продавцу – от блокировки товара до полной блокировки продавца на онлайн-площадке", – добавили в пресс-службе.

Казалось бы, по словам площадки, без документов продавец не сможет торговать товаром. Однако продавцы говорят об обратном. "Как вообще организован процесс на Wildberries? Новый поставщик просто вводит свои реквизиты: ИП или ООО, придумывает название бренда – и всё. Можно отгружать что угодно. Ни сертификаты, ни разрешения не требуются. Максимум, что можно сделать с точки зрения клиента, – спросить в комментариях номер сертификата, но на практике это редкость. Плюс "всерую" они делаются на любой товар", – рассказала Metro блогер и предприниматель Катя Бакшина, у которой на онлайн-площадке есть свой магазин.

Некоторые агрегаторы запрашивают у продавцов документы, но и они не гарантируют оригинальности товара.
Shutterstock
Некоторые агрегаторы запрашивают у продавцов документы, но и они не гарантируют оригинальности товара.

На другом популярном агрегаторе, Ozon, ситуация ничуть не лучше, считает Лаура Ли, владелица магазина корейской косметики на онлайн-площадке: "При регистрации товара на маркетплейсе нужно подгрузить декларацию соответствия в личном кабинете. Однако всё не так радужно. Дело в том, что запрашиваемый документ никогда не подтвердит оригинальность товара. Это декларация соответствия, то есть что товар соответствует заявленным составу, бренду, описанию, назначению. То есть если продавец заявил, что продаёт товар условного бренда "Ромашка" и на декларации написано то же название марки, то всё сходится, а вот оригинальный ли продукт, документ никогда не подтвердит".

На что обратить внимание при покупке

"Перед заказом можно ознакомиться с честными отзывами на товары от других покупателей, а также увидеть данные юридического лица – продавца товара", – советует пресс-служба онлайн-площадки Wildberries.

А имеет ли смысл обращать внимание на отзывы покупателей? Продавцы на онлайн-площадках уверены, что далеко не всегда. "Это не гарант качества – много хвалебных фейковых отзывов пишутся по заказу поставщика. Та же ситуация с отзывами на одну звезду. Не всегда "мне пришёл плохой товар" – это чистая правда", – считает блогер и предприниматель.

Можно ли обезопасить себя от покупки подделки на онлайн-агрегаторе? К сожалению, Лаура Ли считает, что на 100% вы никогда не можете быть уверены, что вам придёт оригинал. "В целом обезопаситься никак не получится. Я бы искала информацию в Сети и отзывы на официальных сайтах бренда или магазина. Если марка популярная, то отзывов будет много, а если 1-2, то я бы прекратила изучение данного бренда. Ну и, конечно, в каком-то роде подтверждением могут стать блогеры, которые активно ведут свои страницы на соответствующую тему и вы им доверяете".

Лаура указала "красные флаги", при виде которых стоит воздержаться от покупки у конкретного продавца: • Товар на фото у агрегатора отличается от оригинала с официального сайта бренда даже в мелких деталях.
• На картинке указан товар конкретного популярного бренда, но в названии или описании он не упоминается.
• Много негативных отзывов с фото, где сравнивают оригинал и подделку, купленную у продавца.
• Цена значительно ниже рыночной даже со скидкой.

Мнение юриста

Что делать, если вы получили товар и уверены, что он поддельный? "Маркетплейсы – это площадки-агрегаторы, то есть посредники. Если покупатель обнаружил, что ему продали подделку, и продавцом был сам агрегатор, то именно он является прямым ответчиком по закону о защите прав потребителей. Если же продавцом выступала другая компания, размещённая на онлайн-платформе, то при обращении в суд компанией-ответчиком может указываться как продавец, так и непосредственный производитель, если он находится на территории России. Маркетплейс в этом случае будет третьим лицом. Покупатель защищён со стороны закона, и фактически агрегатор несёт долю предпринимательского риска за продажу товара ненадлежащего качества", – уверяет юрист, судебный эксперт и медиатор Юрий Капштык.

Также покупатель продукции ненадлежащего качества может обратиться в Роспотребнадзор и ФАС. Однако это не избавит рынок от недобросовестных продавцов: "Маркетплейс – это организованная торговля. А компании-однодневки, которые продают товар низкого качества с рентабельностью 300–400–500%, а то и выше, закупая его оптом на различного рода китайских площадках и после продавая в РФ поштучно, накручивая цену, зачастую продают партию, закрываются и быстро снова открываются под новым именем для продажи уже другого товара", – объяснил юрист.

И напоследок – почему пользоваться поддельной косметикой опасно

"Наименьшим злом в применении подделок или косметики от непроверенных производителей будет отсутствие результата. В случае если покупатель хочет выбрать не просто банку, а функциональный крем под потребности типа или состояния кожи, чтобы получить видимое улучшение, его ждёт в лучшем случае разочарование. В случае подделок заявленный состав или концентрации могут не соответствовать фактическому, а при особых состояниях кожи это может усугубить проблемы", – считает Иван Сидоров, директор по маркетингу косметического бренда M.Aklive. "Также меня пугает свободная продажа на маркетплейсах продукции, которая требует исключительно салонного применения под контролем косметолога, прошедшего технологическое обучение. В частности – пилинги с критически низким pH. Применение продуктов с такой кислотностью в лучшем случае сожжёт кожу, со всеми последствиями в виде шелушения, рубцевания, пигментации, раздражения и повышения чувствительности к агрессивным факторам окружающей среды. В общем-то, отзывы на этих же маркетплейсах к таким продуктам это подтверждают".