Metro вместе с телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция" собрало интересные факты, как отечественные кинематографисты снимали космические полёты до начала эпохи спецэффектов и времени, когда стало возможно отправить на МКС съёмочную группу.
"Аэлита" – революция на Марсе
Первый космический полёт в полнометражном кино произошёл уже в 1924 году в немой картине "Аэлита" по роману Алексея Толстого. По сюжету земляне улетают на Марс на ракете, придуманной инженером Лосем, и устраивают на планете революцию. Правда, в итоге всё оказывается лишь сном инженера. Советский учёный, конструктор, один из ближайших соратников Сергея Королёва Борис Черток рассказывал, что его так поразил этот фильм, что он впоследствии увлёкся авиацией, а затем и космосом.
Невесомость в "Дороге к звёздам"
За 4 года до полёта Гагарина, в 1957 году, был снят прорывной фильм «Дорога к звёздам» Павла Клушанцева. Невесомость здесь имитировали двумя способами. В первом актёра закрепляли на стальном тросе со специальным противовесом. Также были применены специальные съёмки «в барабане». В воспоминаниях режиссёра Павла Клушанцева это описывается так: "Декорация кабины корабля вместе с осветительными приборами и оператором со съёмочным аппаратом была заключена в большой барабан. Мы всей группой сообща катали этот барабан по полу. При этом в поле зрения съёмочного аппарата кадр и свет оставались постоянными, а направление силы тяжести менялось. Актёр мог идти по полу, потом по стене, по потолку и тому подобное. За ним "с удивлением" следил второй актёр, накрепко привязанный к креслу".
Вездеход из "Планеты бурь"
Ещё один фильм Клушанцева – «Планета бурь» (1961) про экспедицию на Венеру вышел в год полёта Гагарина. В фильме есть плотоядный цветок, динозавр, птеродактиль, сошедший с ума робот, показано погружение на морское дно на Венере. Одна из находок фильма – вездеход, «экипаж без колёс, скользящий по воздуху над землёй». Чтобы создать иллюзию движения аппарата, его крепили на стреле специально изготовленного крана. Кран размещали на тележке, которая каталась по рельсам. Съёмка всегда проводилась рядом с естественным или искусственно созданным обрывом, чтобы скрывать оборудование и съёмочную группу. От камеры кран заслонял сам вездеход.
Пепелац из фильма "Кин-дза-дза!"
Для изображения пепелаца – летательного аппарата обитателей планеты Плюк в фантастической комедии "Кин-дза-дза!" (1986) режиссёра Георгия Данелии, было изготовлено три макета: в натуральную величину, в масштабе 1:12 и макет размером с детскую игрушку. Самый большой аппарат, в котором снимали актёров, создали на оборонном заводе из топливного бака настоящей баллистической ракеты. Сверху его покрыли полиуретаном и решили немного обжечь паяльной лампой. Но полиуретан вспыхнул. Пепелац удалось потушить, но именно из-за пожара он получился таким ободранным. Говорят, что после съёмок его так и оставили в туркменской пустыне.
Коридор из "Москвы – Кассиопеи"
В фильме "Москва – Кассиопея" (1974) режиссёра Ричарда Викторова впервые в истории кино удалось показать в кадрах с невесомостью сразу трёх человек. Для этого был построен 18-метровый "коридор звездолёта". Декорация размещалась на роликовых опорах и вращалась вокруг своей оси, камера при этом закреплялась неподвижно. Первого астронавта закрепляли с помощью специального корсета. Когда в кадр входил второй астронавт, коридор начинал вращаться. Актёр в реальности перемещался по горизонтальной поверхности, но зрителям казалось, что он передвигается по стенам и потолку. Чтобы изобразить третьего астронавта, не касающегося стен и пола, его пристёгивали к неподвижной стальной трубе, которой в кадре не видно – её актёр закрывал своим телом.
Бассейн в ленте "Через тернии к звёздам"
В другом фильме Викторова "Через тернии к звёздам" (1980) о неземной девушке Нийе сцены невесомости были созданы в бассейне. Для подводных съёмок разработали гидроизолированные осветительные приборы, а вместо скафандров использовали акваланги. Актёров при этом снимали вниз головой, чтобы пузырьки воздуха, поднимаясь к поверхности воды, фактически уходили к ногам, таким образом не попадая в кадр.
В "Солярисе" помогли химия и виды Токио
Разумный Океан, поверхность планеты Солярис, в фильме Андрея Тарковского был создан с помощью комбинированной съёмки и химических экспериментов. Здесь использовался метод ФОКАЖ, придуманный Борисом Травкиным. Это съёмка физических и химических процессов с целью получения разнообразных визуальных эффектов. Смешивая фактически в тазу в разных пропорциях ацетон, красители, алюминиевые опилки и кислоту, создатели подобрали нужную фактуру океана, придав зрелищу таинственности с помощью специального освещения.Любопытно, что образы городов будущего часто снимали в Токио. Этот приём применялся и в фильме "Солярис" (1972), и в картине "Лунная радуга" (1983, реж. Андрей Ермаш).
"Укрощение огня" и съёмки на Байконуре
Для фильма "Укрощение огня" (1972, реж. Даниил Храбровицкий) о становлении и развитии советского ракетостроения съёмочной группе позволили снять настоящие старты ракет на сверхсекретном космодроме Байконур. До этого их не показывали даже в документальных фильмах. Перед началом работы над фильмом были вычислены точки съёмок, чтобы в объектив не попадали секретные объекты.