Путешествие по выставке напоминает перемещение на машине времени, когда ты вдруг оказываешься в Марьиной роще, где протекает детство художника, затем в мастерской, где идёт работа над фильмом, или перед холстом, где творит Франческа Ярбусова, жена и соавтор, художник-постановщик мультипликационных фильмов.
Дворовое братство
Одна из частей выставки посвящена родному двору художника. Юрий Борисович вырос в московской Марьиной роще. На заборе, который окружает выставочное пространство, разместились рисунки, иллюстрирующие воспоминания автора.
Например, есть зарисовка, как семейная пара развешивает белье, есть быстрый набросок портрета отца художника...
"У меня не было круга друзей, знаете, таких выдающихся, – признался на открытии выставки Юрий Борисович, – Я дружил с ребятами со двора. Но я знал, кто это, какие личность, они мне давали гораздо больше, чем я им возвращал".
Рождение Ёжика
Организаторы открыли для зрителей возможность подсмотреть за процессом создания фильмов. Медленно передвигаясь по выставочному пространству, можно увидеть эскизы, раскадровки, прочитать истории, как был найден образ того или иного персонажа.
На вопрос, как они работали с женой Франческой над "Ёжиком в тумане", Норштейн поделился эмоциями: "Ужасно. Чудовищно. Кастрюли выпитого корвалола. Это очень тяжёлая работа".
Как ссора с тёщей помогла в работе
По словам мультипликатора все его работы так или иначе связаны с событиями собственной жизни или историями его друзей. Например, создавая фильм "Цапля и журавль", Юрий Борисович вдруг вспомнил про ссору с тёщей: "Я свою тёщу очень люблю. Как-то мы поконфликтовали по поводу воспитания сына, Боре тогда было полтора года. Жили мы тогда на даче. Поконфликтовали мы, а на утро повстречались. Я шёл под дождём с зонтиком, который дала мне Франческа. И вдруг я увидел в тумане дождя тёщу. Я, проходя мимо, сунул ей зонтик и пошёл дальше".
Схема самодельного киноаппарата
Внимательный посетитель заметит на выставочном заборе газету "Пионерская правда", датированную 1955 годом. И эта газета тут неслучайно. Однажды в юности Норштейн увидел статью, как собрать киноаппарат своими руками. И собрал. "Я сделал его тогда не потому, что хотел кино заниматься, – признаётся мультипликатор, – а потому что мне было интересно это всё сделать. Вот как идёт познание..."
Эйзенштейн помог Норштейну найти себя
Трудно поверить, но мастер когда-то отвергал мультипликацию как дело своей жизни. Подтверждают этот удивительный теперь факт живописные полотна кисти Норштнейна, представленные на выставке. "В 60-х годы я очень много занимался живописью. И вообще мультипликация меня совсем не интересовала, – рассказал художник. – Но шесть томов Эйзенштейна сделали своё дело. Я вдруг оказался в пространстве совершенно невероятной личности. Огромная личность, которая окружила тебя своим знанием..."