Дано: Балет Москва, Фестиваль-школа современного искусства "Территория". Мероприятие: "Сеанс одновременной игры". Место действия: Музей современного искусства. Что ждать от мероприятия, выяснять некогда – через полчаса начало. На месте разберёмся. Спешим.
Бежим по городу, а в голове крутится Остап Бендер, играющий в шахматы. Открываем дверь в музей, и первое, что получаем в руки, – маршрутную карту с фразой: для просмотра спектакля просим ознакомиться с зином (малотиражное издание. – Прим. ред.). Секунда перевести дыхание. Всё-таки великий комбинатор ни при чём. Ждёт нечто иное, причём сразу в шести залах. Наша группа начинает с № 6.
Заходим в зал, распределяемся по периметру и ждём. По правилам действия начинаются со звукового сигнала.
Итак, первый из нашего списка – перформер в зале. Звучит текст, сначала как абракадабра. Но вскоре ухо привыкает, а мозг соглашается, что справится – готов и включиться в процесс. Минута другая, и мы, как единая группа, ходим по залу, следуя требованию "положить" в одну руку успех, а в другую – впечатления. Потом звучит команда потянуться к прошлому (делаем движение рукой назад), и примириться с кем-то из врагов (тоже делаем движение рукой назад и мысленно дотрагиваемся до человека). Сигнал. Переходим в другой зал.
Наведите камеру на QR-код и откройте сайт. Инструкция выполнимая – действуем. В результате в руках у нас пульт управления перформером № 2. Решать зрителю, будет ли художник танцевать или рассказывать о себе, мучиться или наслаждаться. Зал может реагировать, менять свой выбор и решения друг друга. Спасать или выматывать исполнителя? Наблюдаем. Сигнал.
Зал. Сигнал. Следующий.
Подбрасываем в копилку художнику новые танцевальные движения. Сигнал. Наблюдаем, как перформер оттанцовывает монолог о наболевшем – многостраничной, но незавершённой диссертации. Тяжёлый груз. Сигнал.
Пора знакомиться с исполнителями в формате быстрых свиданий. У каждой стены на стуле сидит один из пяти перформеров и ждёт, когда один из зрителей займёт место напротив и задаст вопрос. Корреспондент Metro в собеседники выбрала Анастасию Пешкову, осмелившуюся ради искусства отдать пульт управления собой в руки зрителей-незнакомцев. Вопрос простой: готов ли художник к роли жертвы в руках зрителя? Ответ: таковы правила игры. Но зал не единая команда под руководством одного лидера. Каждый зритель имеет возможность нажать на кнопку – изменить ситуацию, спасти художника. Сигнал.
Сеанс одновременной игры завершён. Спешим.
В ограниченном пространстве выставочного зала, с небольшим количеством зрителей, когда действие развивается на расстоянии вытянутой руки, перформанс становится камерным, почти интимным актом взаимного соавторства. Моя роль как хореографа в этом проекте — направляющая и вдохновляющая. Мой вызов заключается в отказе от авторитарного способа создания произведений искусства. Анна Абалихина, хореограф, лауреат "Золотой маски"