Несмотря на то что интерес к психологии растёт с каждым годом, многие до сих пор не знают разницы между психологом и психиатром, а некоторые уверены, что психологические проблемы бывают только у психов. Сломать эти стереотипы призван новый проект под названием "Психологический шоурум", в котором московские школьники могут в прямом смысле испытать силу психологии на себе.
Расположился "шоурум" в просторном светлом кабинете. По углам расставлены различные тренажёры – один похож на электронные весы, подключенные к медиадоске, другой представляет собой машинку, сложенную из конструктора лего и электродов, а третий – на огромный телевизор с козырьком-камерой. В центре – мягкие кресла и диван, на них группа девчонок и один мальчик. Рулить процессом доверено специалистам городского психолого-педагогического центра.
Поначалу ребята ожидаемо стесняются отвечать на вопросы специалистов и рассказывать о себе, но скоро напряжение исчезает и в кругу воцаряется непринуждённая атмосфера.
– Ребята, а кто такой психолог? Зачем он нужен? – задаёт вопрос Дмитрий Довгалюк, педагог-психолог.
– Он берёт у человека мозги и тщательно их промывает, – говорит одна из девочек, и все начинают дружно смеяться.
– А моя мама меня психологом пугает... – добавляет другая, но подробностей не раскрывает.
Наконец, переходим к тренажёрам, которые нынешние специалисты могут использовать как для развития координации, внимания и других навыков, так и для диагностики у детей возможных нарушений в области психики. В руках у Дмитрия оказывается машинка из Лего.
– Вы готовы заставить её ехать с помощью силы мысли?
По кабинету бежит удивлённый шепоток. Одна из девочек вызывается добровольцем. На голову ей надевают повязку с электродами, звучит команда: "Сконцентрируйся!". Через несколько секунд машинка начинает движение. Подростки удивляются и наперебой задают вопросы. Оказывается, будет ли игрушка двигаться, зависит от того, сконцентрирован мозг или расслаблен. Правда, у некоторых даже при усиленных попытках расслабиться машинка упорно продолжает ехать. Видимо, расслабиться подросткам бывает сложно.
Дальше становится ещё интереснее. Вы когда-нибудь думали, что, стоя на весах, можно ловить виртуальных зайцев или рисовать график? Именно это и происходит на экране, когда очередная участница становится на стабилоплатформу (так называется тренажёр). Пока девочка тренирует устойчивость и равновесие, я расспрашиваю её подруг:
– А почему дети так редко обращаются к школьному психологу?
– Потому что страшно. Вдруг пойдут разговоры по школе, что вот такая-то или такой-то ходит к психологу, значит, у него не все дома, начнут смеяться, – отвечает мне девушка в клетчатой рубашке оверсайз.
– Да и вообще школьный психолог может всё рассказать родителям, а кому это надо? – добавляет её одноклассница.
У методиста Надежды Соломановой такой ответ удивления не вызывает.
– Детям в подростковом возрасте очень важно иметь что-то отдельное от родителей, поэтому не рассказывать какие-то вещи родным – это совершенно нормально, – говорит Надежда. – На занятиях мы говорим ребятам о том, что психологи, как правило, соблюдают конфиденциальность, пытаемся снять этот страх.
В конце занятия школьникам предлагают повторить движения виртуальных танцоров. Они дрыгают руками и ногами, пытаясь делать это синхронно, и даже не подозревают, что выполняют упражнение на развитие координации и внимания.
– Ну так что? Психология – это классно? – спрашиваю я ребят. В ответ раздаётся громкое и дружное "да!".
Альтернативой школьному психологу может стать телефон доверия 8-495-051, по нему школьники могут задать любые вопросы и обсудить проблемы. Хотя даже звонить необязательно – существует анонимный чат "МыРядом.онлайн", в который можно написать сообщение так же легко, как мы пишем друзьям.