Красная площадь
– В XII–XVII веках наказание за поджог – сожжение. Почему так жестоко? Потому что за 4,5 века Москва полностью сгорала 13 раз, если во время пожара сгорало 200 домов, это считалось несерьёзным. Вот мы все ходим с вами по Красной площади – она совершенно пустая, – рассказывает Людмила Минаева. – А раньше там были всевозможные ларьки: где-то продавали баранки, где-то свечи, где-то ещё что-то. И 11 раз сгорали кремлёвские стены, а были они из 100-летних дубов. И когда Дмитрий Иванович Донской построил белые стены, тогда вышло распоряжение: 235 метров до кремлёвской стены – никаких построек.
Пожарные вёдра
– Ведро такой необычной формы изобрели наши мастера. Во-первых, этим конусом можно легко разбить тонкий лёд и добыть воду при пожарах зимой. Ну и, конечно, чтобы не украли. Никакой крестьянин такое ведро к себе в дом не понесёт, в быту оно абсолютно бесполезно, – улыбается Людмила.
Царская награда
– 11 марта 1853 года в 10 утра вспыхивает огонь в мастерской Большого театра. Построенный из резонирующих пород дерева, театр разгорается. Две с половиной тысячи москвичей собираются посмотреть, как пожарные тушат. Три человека стоят на крыше, огонь начинает лизать их спины. Угарный газ реагирует с кровью в 100 раз быстрее. чем кислород. Два человека не выдерживают натиска огня и дыма, встают на край перил, крестятся и прыгают вниз. Конечно, они хотят выжить, но внизу их "встречает" брусчатка, и они разбиваются. Тогда из толпы выходит обыкновенный крестьянин Василий Гаврилович Марин. Ему всего 29 лет. Он обвязывается верёвкой, к ней привязывает палку. Марин лезет по лестнице, но она заканчивается. Труба водоналивная раскалена, но он поднимается по ней и бросает на крышу эту палку. А человек, который остался там один, прижат к стене, палку не берёт. – Людмила делает глубокий вздох. – Всё из-за гибели его коллег. Марин поднимается наверх, хватает человека за шкирку. И вот они уже спускаются вниз, спасённый человек тут же убегает. Такое часто бывает на пожарах – реакция на чрезвычайную ситуацию только что спасённых людей. А Марин обжёг руку и ногу, снимает шапку, вытирает пот. Благодарные москвичи аплодируют, начинают кидать в шапку кто копейку, кто конфетку, кто баранку. А брандмайор – золотые часы. Ну а адъютант царя – 25 рублей. Через какое-то время Марин едет в Санкт-Петербург, в столицу, лечит свою ногу. И вдруг стук в дверь квартиры: "Вас вызывает Николай I". Естественно, он собирается: самые лучшие одежды, но нога-то обожжена. На одну ногу сапог, на другую – калошу. И так к царю идёт. Николай I ему сначала дарит сапоги. Потом вручает медаль "За спасение погибавших". И ещё даёт 150 рублей серебром.
Кони и козлы
– В XIX веке в каждой пожарной части кони были одного цвета. Где-то белые, где-то гнедые. Для чего? Сейчас ездят пожарные машины, на них написаны округ, номер пожарной части. А тогда только по цвету лошадей часть и определяли, – делится интересным фактом Людмила. – Однажды утром заходят пожарные и видят: кони все вспотевшие, а один вообще лежит в мыле. Оказалось, что в конюшню забегает ласка, влюбившаяся в коня: прыгает ему на спину, треплет за гриву! И вот пожарные стали думать, как вывести эту ласку. И кошек заводили, и собак, и сов. Тогда один старый и мудрый пожарный предложил: "Давайте заведём старого лохматого, с такими большими рогами козла". А козёл очень плохо пахнет, ласке запах не нравится, и она уходит. И пожарные в тех частях, где заводились ласки, держали обязательно козлов. И даже пожарные один раз дают козлу "100 грамм боевых". А если козёл выбегает, он гоняется за женщинами. Конечно, горожане хотят его поймать, и тогда пожарные вешают ему на ноги табличку: "Это животное помогает пожарным, пожалуйста, его не трогайте".