Почему в России растут цены на такси и как ситуация изменится в будущем

ФАС готовится провести проверку в "Яндекс.Такси". Metro выяснило, чем агрегатор объясняет небывалый рост цен и как это объясняют специалисты
Почему в России растут цены на такси и как ситуация изменится в будущем
Maja Hitij / Getty Images
Такси – автомобиль, используемый для перевозки пассажиров в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела анализ рынка и установила, что агрегатор занимает доминирующее положение на территории РФ и в подавляющем большинстве регионов страны. 

Однако до недавнего времени инициировать проверку было невозможно из-за постановления правительства, которое до конца 2024 года запрещает инспектирование IT-компаний. Теперь же сообщается, что в ближайшие дни антимонопольный контроль будет выведен правительством из-под моратория на проверки. Компанию проверят в том числе и на причины подорожания услуг.

По данным Росстата, с начала 2023 года стоимость поездки увеличилась примерно на 25% в регионах России и на 40% – в Москве. Валовая стоимость заказов выросла на 51% год к году из-за большего числа поездок на тарифах выше "Эконом".

Агрегатор объяснил рост стоимости их услуг в первую очередь нехваткой водителей и машин экономкласса, подчеркнул в беседе с Metro Николай Переславский, руководитель направления "Сопровождение" ГК CMS. Из этого следует второй фактор удорожания – стало больше дорогих автомобилей, а они более затратные в эксплуатации.

Цифра
Около 30
поездок в день в среднем совершает водитель такси.

– На мой взгляд, не согласиться с аргументами представителей агрегатора сложно. По моим наблюдениям, в компании действительно эксплуатируются авто премиум-класса, а водители в большинстве своём трудовые эмигранты из стран СНГ, по крайней мере в Москве.

По словам экспертов, рост цен на такси в целом оправдан. Это происходит по нескольким причинам, но, как объяснил Metro Евгений Михайленко, декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, главный фактор – принятие нового закона о такси (ФЗ № 580), регулирующего организацию процесса перевозки. Через него государство пытается повысить безопасность услуг и сделать рынок прозрачным, однако есть и негативные последствия.

– Введение закона привело к сокращению объёма предложения, обусловленное уходом с рынка водителей – в среднем порядка 30% ушли, а также повышению порога входа для новых участников рынка и росту издержек для существующих перевозчиков.

Как уточнил для Metro Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании @МОЙ АВТОПРОКАТ@, до вступления в силу нового закона в России четверо из пяти таксистов работали без официальной лицензии из-за высоких цен на ОСАГО (пассажирские перевозки), теперь же она обязательна. Кроме того, всё больше страховых компаний отказывали таксистам в выдаче полиса по самым разным предлогам. Но настоящая причина кроется в том, что перевозчики часто становились виновниками аварий на дороге.

С новым законом водитель обязан указывать цель использования автомобиля как "такси" при оформлении ОСАГО. При отсутствии специального полиса могут аннулировать разрешение водителя на пассажироперевозки. Кроме того, таксистов обязали приобретать страховки ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров.

ЦИТАТА
Для пользователей услугами такси хорошо, что поездка стала безопаснее, потому что, по статистике страховых компаний, число ДТП, где виноват таксист, в семь раз выше, чем у других категорий водителей. Раньше пострадавший пассажир мог не получить и 500 тысяч рублей компенсации при столкновении двух машин не по вине водителя такси. Новый закон таких пассажиров защищает.
— Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании “МОЙ АВТОПРОКАТ”

Однако закон привнёс издержки, которые стали не выгодны водителям, таксующим для подработки. Крупным транспортным компаниям с большим оборотом ещё одна обязательная страховка не ударит по карману, а для таксиста, который совершает от 10 до 20 поездок в день, она очень болезненна, уточнил Матвеев. 

– Для многих, кто подрабатывал в такси, делать это стало не так выгодно, поэтому некоторые прекратили свою деятельность. Это усугубило ещё одну проблему – нехватку водителей, особенно в часы пик. 

В связи с этим у агрегаторов возникают трудности с передачей заказов на поездки, происходит рост цен, особенно для поездок на небольшие расстояния. Таким образом, за безопасность и защиту, которую теперь обеспечивает пассажиру новый закон, платить приходится из собственного кармана.

Вдобавок, как уточнил Михайленко, на подорожание услуг такси повлияли рост цен на автомобили из-за ослабления рубля и повышение стоимости утилизационного сбора – налога, который импортёры и производители должны платить за каждое произведённое или импортируемое на территорию РФ авто. К тому же на внутреннем рынке существуют проблемы с запчастями, а также растут цены на топливо.

Цифра
10%
– на столько подорожал бензин за 2023 год.

Исходя их всего вышеперечисленного, стоимость на услуги такси вряд ли буду снижаться. Как считает Михайленко, в лучшем случае можно ожидать замедление темпов роста цены за поездку.

– Агрегаторы такси начинают разрабатывать новые схемы взаимодействия с водителями. Например, предлагают аренду автомобиля под выкуп на льготных условиях. Такие меры могут стабилизировать ситуацию с оттоком рабочей силы и, вероятно, повлияют на темпы прироста цен, однако существенное удешевление поездки маловероятно. 

Также в маловероятности снижения стоимости услуг у агрегатора уверен и Переславский, и это несмотря на то что ФАС обратил внимание на сервис ещё в ноябре 2023 года.

– Законы рынка неумолимы, цена пойдёт вниз, когда предложение будет превалировать над спросом. Запретительными или регулирующими мерами снижение цены на услуги такси добиться не удастся. Необходимо создать условия, чтобы на этот рынок пришли новые игроки, иначе цены продолжат свой рост, – заключил эксперт.