В Бангладеш начались массовые забастовки на предприятиях текстильной промышленности. Миллионы работников текстильных фабрик, которые обшивают половину магазинов Европы и США, требуют повышения заработной платы. Сейчас они зарабатывают 75 долларов в месяц, а хотят зарплату в 227 долларов и отказались от повышения до 113 долларов. Как сообщает ТАСС, протесты уже привели к закрытию около 500 фабрик.
По мнению экономиста и финансового блогера Саломе Микитенко, забастовки швей в Бангладеш с требованиями повысить им заработную плату однозначно повлияют на себестоимость продукции, а следовательно на конечную стоимость для потребителей. Владельцы фабрик и бренды будут вынуждены пойти на уступки, и это скажется на повышении цены на одежду для конечного потребителя.
– Каждый из нас хоть раз видел или надевал изделия Made in Bangladesh. Эта страна очень привлекательна для брендов – от масс-маркет до люкса – из-за дешевой рабочей силы, а также экономии на логистике и транспортировке готовой продукции в некоторые страны, – поясняет эксперт. – Эти составляющие являются частью себестоимости (не только ткани, нитки и фурнитура - то, что мы непосредственно трогаем на вешалках). Полагаю, что повышение цены на иностранные бренды составит от 20 до 50%.
Как бы абсурдно это ни звучало, но российским производителям забастовка в Бангладеше может пойти на руку. Конечно, если они сами воспользуются этим шансом.
– Эта забастовка – лишь один из факторов, который приведёт к подорожанию иностранной брендовой одежды. Другие важные факторы подорожания – санкции, параллельный импорт и СВО. Однако для российских брендов это всё даёт грандиозный шанс проявить себя, – комментирует Екатерина Дворникова, маркетолог, преподаватель MBA в НИУ-ВШЭ. – Я знаю много дизайнеров, которые отшивают очень хорошую одежду. Они не видны, поскольку у них нет таких огромных бюджетов, как у больших брендов. И сейчас, на мой взгляд, нужно объединяться дизайнерам и создавать брендовые секции. Эта одежда будет пользоваться успехом, потому что мы реально научились хорошо шить. Российская швейная промышленность не растёт только из-за того, что российские производители не научились выстраивать грамотный маркетинг.
Но цены будут расти не только на иностранную брендовую одежду, но и на российскую. И связано это с ослаблением рубля, а не с бангладешскими забастовками.
– Цены на одежду растут с середины лета. На это большее влияние оказывает ослабление рубля. – говорит Инна Онор, креативный директор и владелец бренда Flashin’. – В связи с понижением курса рубля повысился прожиточный минимум, а значит и зарплаты сотрудникам. А если учесть ещё и рост цен на логистику, то выводы не утешительные. Сейчас уже 20-30 % роста цен заложены в себестоимость одежды и ожидаем ещё 10% по новым поставкам.