Ни активистам "Архнадзора", ни неравнодушным жителям снос остановить не удалось. "Старейшину посёлка" начали разрушать 14 октября. Приехала полиция и потребовала от представителя новых владельцев дома показать разрешающие документы. На месте документов не оказалось. К этому времени дом был уже без кровли. "Архнадзор" обратился в Правительство Москвы и Министерство культуры РФ с просьбой снос прекратить. Но, увы, через несколько дней от дома не осталось ничего.
– Как объяснили, группа частных собственников скупила несколько смежных участков между улицами Сурикова и Левитана и обрабатывает их, – рассказывает Metro Рива Синаюк, участница движения "Архнадзор", жительница района Аэропорт.
По словам Ривы, "Сокол" защищён как архитектурно-планировочный комплекс: охраняется уникальная планировка, а не сами домики. С 1979 года посёлок был под госохраной как "памятник градостроительства" и "комплекс", то есть ансамбль с пообъектным составом. И этот статус его защищал.
– В 2017 году Министерство культуры изменило статус на "достопримечательное место", – объясняет Рива. – Теперь процедура сноса и перестройки здания упрощается. Раньше владелец должен был согласовать проект работ с Департаментом культурного наследия, опубликовав акт экспертизы. Сейчас всё происходит непублично. Кто статус изменил, мы не знаем.
По словам эксперта, в посёлке ситуация сложная. Одна часть жителей выступает за возвращение статуса памятника градостроительства, другая – переживает, что дома ремонтировать будет сложнее из-за необходимости согласования.
Любопытно то, что в этом году посёлок художников отпраздновал юбилей – своё 100-летие. Он задумывался как "город-сад будущего" в духе идей британского утописта Эбенизера Говарда, который считал, что современный город подавляет в человеке лучшее и провоцирует худшее, поэтому человек будущего счастлив в невысоком домике на земельном участке среди садов и зелени.
– Строительство началось в 1923 году в селе Всехсвятское. Оно располагалось на окраине Москвы, – рассказывает Metro Леонид Кондратьев, историк, краевед, автор книги "Посёлок Сокол (1923-1937)". – Сейчас от села осталась лишь Всехсвятская церковь. Проектировали посёлок лучшие люди того времени, среди них были и браться Веснины. Уникальность посёлка в его планировке: неровные кривые улочки, разные по размеру участки, никакой строгой линейности.
В разное время здесь жили скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский, художники Павел Павлинов и Александр Герасимов, режиссёр Ролан Быков и другие известные люди. Братья Веснины сами спроектировали около 10 домов. Одним из первых как раз был дом 23/2 по улице Сурикова, в котором Виктор Веснин жил сам, пусть и недолго. В нём проходили собрания кооператива и обсуждались проблемы посёлка.
– Пётр Павлинов, сына художника Павла Павлинова, описывает дом как сказочный, – продолжает Леонид. – Веснин проектировал дом для их семьи, но он оказался дорогим. И семья поселилась по соседству. Этот дом отражает архитектуру Русского Севера. Виктор Веснин специально изучал её для "сокольских проектов".
Первые планы по сносу посёлка у властей появляются в начале 1950-х: понадобились места для крупной многоэтажной застройки, но обошлось. С подобными идеями вернулись в 70-х. К этому времени в посёлке сформировалась дружная группа жителей, которые добились постановки посёлка на государственную охрану. С 1979 по 1990-е годы посёлок никто не трогал. А в 90-х, увы, начались сносы и продолжаются до сих пор.
Рива уточняет, что дом Веснина был частью ансамбля – композиции из двух домов, величественно приветствовавших улочку Тропинина. Сейчас улочки не осталось, а ансамбль после сноса навсегда разрушен.
Кстати, район "Сокол" и станция метро "Сокол" получили свои названия благодаря этому уникальному посёлку, райскому городу-саду в самом центре современной урбанистической Москвы. Который, хочется верить, москвичам удастся сохранить.
Экспертное мнение
Елизавета Лихачёва, искусствовед, историк архитектуры, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина
"Сокол" – уникальный посёлок в черте Москвы. В эпоху всеобщего коллективного труда творческая интеллигенция выбрала путь создания индивидуальных жизненных пространств. Этот посёлок – произведение архитектурного искусства, его необходимо сохранять. Считаю, что охранный статус необходим домам, которые сохранились, каждый из них – уникален. В 90-е посёлок художников серьёзно пострадал, были сносы, и построенным новым домам никакой статус охранный не нужен. Бесконечно жаль, что дом Веснина снесли. Мое мнение: те, кто покупают дом в этом посёлке, должны осознавать, какое выбрали место. Либо они принимают на себя охранное обязательство за дом, а вместе с ним и ограничения, с которыми связаны – это дом с обременением, либо не покупают участок. Это нормальный цивилизованный подход. Дом-памятник необходимо охранять.