Что происходит
Сторонники бывшего президента Бразилии Жаира Болсонару пытаются раскачать лодку, считая, что результаты выборов президента сфальсифицированы. Напомним, осенью при минимальном преимуществе победил социалист Луис Инасиу Лула да Силва (или просто Лула).
В должность Лула вступил только 1 января — было организовано масштабное мероприятие. Бывший президент Болсонару отказался участвовать в церемонии передачи власти и уехал в США — во Флориду Как раз в его отсутствие сторонники Болсонару и "захватили" три ветви власти.
8 января недовольные итогами выборов прорвались сквозь кордоны в правительственные здания. Местные СМИ писали, что нападавшие были вооружены палками и камнями, а сопротивление им оказывала военная полиция. Против толпы были применены перцовый газ и шумовые гранаты.
Президент Лула да Силва в это время находился с рабочим визитом в Сан-Паулу. Он тут же объявил, что протестующие — варвары и будут наказаны по всей строгости.
— Протестовать в Бразилии можно, но никто не даёт оппозиции право захватывать конгресс, Верховный суд и дворец президента, — говорит Metro доктор политических наук, главный научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН, профессор факультета глобальных исследований МГУ Збигнев Ивановский. — Уже появились данные: это организованная, а не спонтанная акция. Кто зачинщик — пока неизвестно. Болсонару открестился, заявив, что соблюдал конституцию.
Сторонники Болсонару провели акцию в воскресенье, когда офисы министерств уже не работали и была минимальная охрана. Так что технически организовать беспорядки было легко.
— Если копать глубже, то вскроются и другие причины, почему им легко удалось всё сделать, — продолжает Збигнев Владиславович. — Федеральный округ, где всё произошло, возглавлял губернатор от оппозиции Ибанейс Роша. Силовые структуры политизированы, и полиция не сильно мешала нападавшим. Кого-то они разогнали, кого-то — нет. В результате толпы врывались в здания, совершали акты вандализма. После этого Лула сместил губернатора и ввёл чрезвычайное положение — ограничил движение на улице, где расположены правительственные здания. Ведётся расследование — зачинщиков накажут. Думаю, агрессия пойдёт на спад.
Несмотря на все эти события, позиции Лулы по-прежнему прочны. Однако в Бразилии помнят, что он просидел 500 дней в тюрьме по обвинению в коррупции. Верховный суд его оправдал, но противники Лулы не признают этого и считают, что ему надо сидеть не во дворце, а в тюрьме.
— Но полагаю, что президент держит ситуацию под контролем. Многое будет зависеть от того, насколько успешным будет его правление. При том же Болсонару тоже были волнения — во время ковида. Он считал, что это лёгкий грипп, чем и пользовались его противники, — напоминает Ивановский.
Глазами очевидца
Местный житель Артём Лавринович рассказал Metro, что ситуация уже не так остра:
— Основные события происходили на улице, где находятся все министерства. Сейчас обстановка там уже спокойная. Сегодня я был на подступах к тем местам — и не увидел ни одной полицейской машины, никакого оцепления. Перекрыта лишь та самая улица с правительственными зданиями. Она и раньше перекрывалась, но обычно возле неё появлялась лишь табличка "Не въезжать" и стояла всего одна полицейская машина. Теперь же вместо таблички — аналог фан-барьеров и две шеренги солдат, как с одной стороны улицы, так и с противоположной.
По словам Артёма, вообще митинги в Бразилии — вещь обыкновенная, их можно проводить там без предупреждения властей.
— Это нормальная история, люди имеют на это право. Часто лидер "группировки" просто обращается к полиции: "Мы выходим", и органы правопорядка перекрывают движение для митингующих. В последнее время демонстрации начинались возле здания конгресса и дворца президента, а вчера они стартовали с противоположной стороны улицы, где находится палаточный лагерь сторонников Болсонару. Этот лагерь расположен возле Генштаба Бразилии. Ещё 8 января туда приехали люди на автобусах. Они сами всё оплатили. То есть, если человек желал военного вмешательства, чтобы "бандит Лула" не пришёл к власти, он мог приехать в этот лагерь, поставить палатку возле Генштаба, где его кормили и поили.
Артём также отмечает, что в понедельник в протестных чатах появилось много постов, в которых сторонники Болсонару заявили, что их акция возымела действие — и может быть некое продолжение.
Несмотря на все громкие заявления, бразильцы из противоположных политических лагерей не испытывают ненависти друг к другу, поэтому "кровавая революция" вряд ли случится.
— Есть фазенды, где на входе висит флаг Бразилии с портретом Болсонару и там же на заборе – изображение Лулы. Далеко не редки случаи, когда в одной семье "болеют" за разных президентов. Самое главное, раскола в обществе нет: между представителями двух лагерей обычно идёт нормальная дискуссия, диалог. Бывает, что страсти накаляются, но тут же стихают — и люди просто идут в бар пить пиво.
Читайте также: Как в Бразилии на президентских выборах победил Лула