Почему люди не дочитывают, не досматривают, не дослушивают, в целом не доводят дела до конца? Ответ на этот вопрос дать крайне трудно, ведь каждый человек по сути уникален. Казалось бы, истина кроется в многообразии вкусов, но наш колумнист решила копнуть глубже и поразмышлять о том, почему наш мозг отказывается от нового, неудобного, сложного.

Вы когда-нибудь уходили с середины спектакля или фильма? Со мной такое было всего один раз, и потом я очень об этом жалела... 

Лет пятнадцать назад я не досмотрела спектакль великого Някрошюса в театре «Балтийский дом» в Петербурге. После того случая я окончательно уверилась, что не все произведения искусства должны быть простыми, как пять копеек. Со мной, кстати, согласны и учёные – для эффективной работы нашему мозгу нужно иногда делать над собой усилия – слушать сложную музыку, читать «умные» книги и смотреть необычные спектакли. Вот и с Някрошюсом уже со второй попытки дело было так: первый акт дался с трудом, а после второго то ли включилась магия, то ли открылись какие-то чакры, то ли удалось попасть в «волну» режиссёра, но с тех пор я была готова смотреть его спектакли хоть из десяти актов – настолько это было замечательно и ни на что не похоже. Слава Богу, позже мне представилось еще несколько возможностей увидеть не только тот самый спектакль, но и многие другие работы гения. С тех пор я никогда не ухожу из зрительного зала до финальных поклонов, даже если спектакль мне не нравится – терплю и пытаюсь разгадать, что же такое авторы постановки пытались мне показать, зачем они и артисты потратили столько сил.

Кстати, часто такая тактика работает – и то, что сначала казалось каким-то странным или скучным, затягивает и даже начинает нравится. Я часто хожу в театры. Во-первых, мне нравится форма независимо от содержания – атмосфера, суета в гардеробе, нарядные люди, очередь в буфет, фотографии в фойе, особый запах, в котором смешана пыль, табак, духи и что-то ещё, что трудно передать. 

Во-вторых, после похода в театр во мне оживает ощущение отличника. Может быть, это и глупо, что мне кажется, что я сделала что-то такое хорошее, полезное для себя, даже если пьеса мне совсем не понравилась. В-третьих, и это самое важное – все без исключения пьесы, независимо от таланта актеров и режиссёра, оставляют послевкусие. Оно может ощущаться как восторг узнавания или попадания – в случае, когда увиденное понравилось, или как ребус, загадка: что же такое хотел сказать режиссёр. В самом грустном случае можно громко повозмущаться – каждый раз после похода в театр мы с подругой еще несколько часов заняты обсуждением увиденного. 

Знаю, что сейчас в моде другой подход - экономить драгоценное время собственной жизни и не тратить его на то, что не нравится – не досматривать фильмы, уходить из зрительного зала в театре, бросать книги недочитанными. Где-то даже слышала про правило 50 страниц – если действие не захватывает читателя за этот промежуток, книгу рекомендуется бросить. Наверное, в этом что-то есть, действительно, жизнь коротка и всё такое, но я так поступать не могу – не позволяет любопытство и убеждение, что недосмотренное и недочитанное не считается изученным. 

А вы как думаете?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.