Недавно Стивен Брэдбери получил правительственную награду за спасение 4 девушек. Он учил сына Флинна сёрфингу, когда заметил подростка в море на большой волне. "Я схватил доску сына, велел ему вызывать спасателей, а сам бросился на волны, которые достигали высоты более двух метров, — рассказывал герой ABC Radio Brisbane. — Мне приятно, что в экстремальной ситуации я вспомнил, что такое олимпийский режим".
Степень его обожания в Австралии и без этого подвига зашкаливает. Ведь он стал первым австралийцем, который завоевал золото на Белой олимпиаде.
Начало пути
Шорт-трек никогда не был популярен в Австралии, как и все зимние виды спорта в принципе. Однако отец Стивена Джон был конькобежцем и даже выиграл национальный чемпионат. Для Джона это было хобби, и он решил увлечь им сына.
"Когда я впервые встал на коньки, мне было три года, — вспоминал Брэдбери в интервью Roar. — Мама до сих пор показывает всем фотографии, где я весь в слезах. Мне это не нравилось. Целых три года я воротил от коньков нос. Но когда мне было шесть, я снова попробовал, выбрал коньки с более длинными лезвиями. Меня влекла скорость, мне хотелось постоянно прибавлять в этом. Мне очень хотелось узнать, смогу ли я стать лучшим в этом деле".
Его мечта сбылась уже в 1991 году, на домашнем чемпионате мира. Он, ещё 17-летний мальчишка, а также Ричард Низельски, Джонни Ках и Эндрю Мюрта завоевали для Австралии историческое золото на дистанции 5000 метров в эстафете. "На нашем треке в Сиднее были свои особенности, не совсем подходящие для европейцев", — отмечал Брэдбери. Но то, что успех в Сиднее был не случаен, доказали серебро и бронза чемпионатов мира, а самое главное — бронза Олимпиады в Лиллехаммере — 1994 (всё — в эстафете).
Тогда же он едва не умер!
Трагедия в Канаде
На катке Arena Michel-Normandin Брэдбери лидировал в очередной своей гонке. Его попытался обойти соперник, но австралиец, буквально взгромоздившись на него, не удержал равновесия. Вместе с двумя шорт-трекистами Брэдбери влетел в борт. Вокруг него стала растекаться лужа крови — соперник переехал ему коньком квадрицепс. В первую минуту Стивен потерял 4 литра крови, пульс подскочил до 200 ударов. Но он выжил, а врачи наложили 111 швов на место пореза. Реабилитация заняла год, а когда Брэдбери вернулся на лёд, стало понятно, что он уже не такой быстрый, как раньше. И рассчитывать на медали, тем более в индивидуальных гонках, больше нельзя.
За два года до Олимпиады-2002 в Солт-Лейк-Сити Стивен сломал два шейных позвонка на тренировке — пытаясь перепрыгнуть коллегу, споткнулся и врезался головой в борт. Врач заявил, что со спортом покончено. Треть года он носил корсет. "Сначала я чуть не истёк кровью на льду, потом едва не оказался в инвалидной коляске... Но я очень хотел попасть на свою четвёртую Олимпиаду", — говорил Брэдбери. Стиснув зубы, он вернулся к тренировкам.
Расклады
Брэдбери было уже 28 лет. Он не брал медали в индивидуальных гонках, даже когда находился в оптимальной форме. Так что он приехал в США, скорее чтобы просто ещё раз окунуться в атмосферу Олимпийских игр. Все ждали острой борьбы между восходящей звездой США Аполо Оно, китайцем Ли Цзяцзюнем, канадцем Марком Ганьоном и очень перспективным корейцем Ан Хён Су, будущей звездой сборной России. Брэдбери был аутсай-дером.
Вечное достижение
В четвертьфинале, на дистанции в 1000 м, Стивен пришёл третьим — и думал, что всё кончено. Однако олимпийского чемпиона Марка Ганьона дисквалифицировали!
На полуфинал Брэдбери выбрал щадящую тактику — просто катиться, не вмешиваясь в борьбу. За круг до финиша шёл пятым, как вдруг бежавший перед ним кореец Ким Дон Сан запутался в своих ногах и упал, затем канадец Мэттью Туркотт рухнул на крутом вираже, о него споткнулся Ли Цзяцзюнь — все они были впереди Брэдбери. В итоге японец Сатору Тэрао завершил гонку лидером (но его дисквалифицировали за толчок соперника), а следом пересёк финиш Стив. И вышел в финал!
Перерыв был небольшим, на финал Брэдбери выходил тяжело дыша. Он был обречён. Но снова случился массовый завал, и пока фавориты лежали, мимо них в неспешном темпе прокатился Брэдбери — и финишировал первым!
— Благодаря той победе он стал одним из самых известных шорт-трекистов в истории, — рассказал Metro олимпийский чемпион, конькобежец и шорт-трекист Руслан Захаров. — Его хорошо все помнят. Он многое сделал для популяризации шорт-трека. И в России часто приходится слышать: "А, шорт-трек — это вид спорта, в котором все падают, а выигрывает последний". (Смеётся.) Этот случай — один на миллион!