Российское правительство планирует расширить производство самолётов, а также двигателей и приборов для них. На реализацию этой программы собираются привлечь более 280 миллиардов рублей. Глава Кабмина Михаил Мишустин поручил за следующие шесть лет собрать свыше 600 полностью отечественных машин. Основу парка российских авиакомпаний составят модели SSJ-New, МС-21-310, Ил-114-300, Ту-214 и Ил-96-300.
По мнению Юрия Сытника, заслуженного пилота России, прогнозы правительства пока не выглядят реалистично, о чём он сообщил Metro. Для производства 600 авиалайнеров необходимо создать не менее 1350 двигателей с учётом запасных устройств, если основным потребуется ремонт или замена. Однако на данный момент в России существуют проблемы с производством комплектующих для самолётов.
– Может, через 10–15 лет что-то будет. Но в ближайшие 3–5 лет ничего. Построят максимум 40–50 самолётов и всё, – уверен эксперт.
Сытник объяснил, что на текущий момент российский авиапарк гражданских перевозок насчитывает около 600–800 самолётов. Цифры разнятся, потому что некоторые лайнеры, вылетевшие за рубеж, арестовывают из-за санкций. Однако их количества хватит для удовлетворения нужд России в ближайшие 10–15 лет.
За это время можно успеть наладить стабильное производство отечественных самолётов и комплектующих для них, считает специалист. Так, уже началась работа по переоснащению самолёта модели МС-21. Также стартовало производство лайнеров SSJ-New и Ту-214.
– Всё идёт к тому, что, в общем-то, авиапром возрождается. Появилась, можно сказать, на горизонте светлая полоса, – подчеркнул эксперт.
Однако для реализации правительственной программы необходимо заняться восстановлением предприятий. Например, модернизации требует завод "Авиастар" в Ульяновске, где выпускается самолёт Ту-214. Эта модель более чем на 90% состоит из российских деталей и практически не зависит от иностранных комплектующих. Ресурсов же в России для возрождения отрасли в достатке.
С другой стороны, по словам эксперта, на развитие авиапромышленности в РФ негативно влияет отсутствие стимула для работы молодых специалистов на отечественных предприятиях – низкие зарплаты вынуждают их уходить в другие отрасли. Таким образом, "у руля" авиастроения остаются старые кадры.
– Молодым специалистам нужна квартира, у них семья, дети маленькие. Зарплаты нужны хотя бы от 150 тысяч, а там обычные зарплаты: 30–40–50 тысяч. Старики сидят, которым уже по 70–80 лет, их всё устраивает. А молодёжь-то надо стимулировать, а деньги-то не выделяются.
Кроме того, на развитии отрасли негативно сказывается нежелание "Аэрофлота" менять свой авиапарк, состоящий из иностранных Airbus и Boeing, считает Сытник. На сегодняшний день уже налажен серый импорт запчастей для самолётов зарубежных компаний, которые исправно работают и всё ещё считаются новыми. По словам специалиста, их можно эксплуатировать ещё в течение 25 лет. Поэтому российский авиаперевозчик сегодня не заинтересован вкладываться в разработку отечественных моделей.
– "Аэрофлот" специально написал 99 замечаний по поводу самолёта Ту-204СМ, – уверен Сытник, – чтобы эта машина никогда не вышла и не начала перевозить пассажиров. Они до сих пор отыгрывают деньги на Boeing и Airbus.