Почему российский план по производству 600 самолётов за шесть лет может провалиться

Заслуженный лётчик России указал на главные препятствия на пути к амбициозному плану правительства, а также рассказал о текущей ситуации в отечественной авиационной отрасли
Почему российский план по производству 600 самолётов за шесть лет может провалиться
Copyright (c) 2021 Bradley Caslin/Shutterstock.
На протяжении большей части своей истории парк Аэрофлота почти полностью состоял из самолётов советских производителей, таких как "Антонов", "Ильюшин" и "Туполев".

Российское правительство планирует расширить производство самолётов, а также двигателей и приборов для них. На реализацию этой программы собираются привлечь более 280 миллиардов рублей. Глава Кабмина Михаил Мишустин поручил за следующие шесть лет собрать свыше 600 полностью отечественных машин. Основу парка российских авиакомпаний составят модели SSJ-New, МС-21-310, Ил-114-300, Ту-214 и Ил-96-300.

Цифра
100
– самолётов в год разных типов и модификаций, включая военные, позволяют выпускать авиационные заводские мощности России.

По мнению Юрия Сытника, заслуженного пилота России, прогнозы правительства пока не выглядят реалистично, о чём он сообщил Metro. Для производства 600 авиалайнеров необходимо создать не менее 1350 двигателей с учётом запасных устройств, если основным потребуется ремонт или замена. Однако на данный момент в России существуют проблемы с производством комплектующих для самолётов.

– Может, через 10–15 лет что-то будет. Но в ближайшие 3–5 лет ничего. Построят максимум 40–50 самолётов и всё, – уверен эксперт.

Сытник объяснил, что на текущий момент российский авиапарк гражданских перевозок насчитывает около 600–800 самолётов. Цифры разнятся, потому что некоторые лайнеры, вылетевшие за рубеж, арестовывают из-за санкций. Однако их количества хватит для удовлетворения нужд России в ближайшие 10–15 лет.

За это время можно успеть наладить стабильное производство отечественных самолётов и комплектующих для них, считает специалист. Так, уже началась работа по переоснащению самолёта модели МС-21. Также стартовало производство лайнеров SSJ-New и Ту-214.

– Всё идёт к тому, что, в общем-то, авиапром возрождается. Появилась, можно сказать, на горизонте светлая полоса, – подчеркнул эксперт.

Однако для реализации правительственной программы необходимо заняться восстановлением предприятий. Например, модернизации требует завод "Авиастар" в Ульяновске, где выпускается самолёт Ту-214. Эта модель более чем на 90% состоит из российских деталей и практически не зависит от иностранных комплектующих. Ресурсов же в России для возрождения отрасли в достатке.

ЦИТАТА
Возможности для реализации наших планов имеются. Будет на чём летать и специалистам, лётчикам, и пассажирам.
— — президент России Владимир Путин о планах произвести свыше 1000 отечественных самолётов к 2030 году

С другой стороны, по словам эксперта, на развитие авиапромышленности в РФ негативно влияет отсутствие стимула для работы молодых специалистов на отечественных предприятиях – низкие зарплаты вынуждают их уходить в другие отрасли. Таким образом, "у руля" авиастроения остаются старые кадры.

– Молодым специалистам нужна квартира, у них семья, дети маленькие. Зарплаты нужны хотя бы от 150 тысяч, а там обычные зарплаты: 30–40–50 тысяч. Старики сидят, которым уже по 70–80 лет, их всё устраивает. А молодёжь-то надо стимулировать, а деньги-то не выделяются.

Кроме того, на развитии отрасли негативно сказывается нежелание "Аэрофлота" менять свой авиапарк, состоящий из иностранных Airbus и Boeing, считает Сытник. На сегодняшний день уже налажен серый импорт запчастей для самолётов зарубежных компаний, которые исправно работают и всё ещё считаются новыми. По словам специалиста, их можно эксплуатировать ещё в течение 25 лет. Поэтому российский авиаперевозчик сегодня не заинтересован вкладываться в разработку отечественных моделей.

– "Аэрофлот" специально написал 99 замечаний по поводу самолёта Ту-204СМ, – уверен Сытник, – чтобы эта машина никогда не вышла и не начала перевозить пассажиров. Они до сих пор отыгрывают деньги на Boeing и Airbus.