Почему российские детдомовцы редко познают успех, несмотря на деньги государства

На воспитанников детдомов государство тратит не меньше, чем семья среднего класса – порядка 200 тыс. рублей в месяц. Узнали, почему детдомовцы редко становятся успешными
Почему российские детдомовцы редко познают успех, несмотря на деньги государства
Кадр из фильма "Республика ШКИД", 1966 год, режиссёр Геннадий Полока, киностудия "Ленфильм"
В СССР был снят очень трогательный и одновременно страшный фильм про детдомовцев "Республика ШКИД"

Metro узнало у авторов книги "Путёвка в жизнь" и исследователей темы социального неравенства Жанны Черновой и Ларисы Шпаковской, какая судьба ждёт типичного российского детдомовца – и как надо менять систему, чтобы избежать "поломки судеб".

Жанна Чернова (слева) и Лариса Шпаковская – авторы монументального исследования
@РИА "Новости"
Жанна Чернова (слева) и Лариса Шпаковская – авторы монументального исследования

Цена ошибки

– Ответственные родители среднего класса видят своей основной задачей воспитание и образование детей, – рассказывает Metro Лариса Шпаковская. – Зачастую они выбирают детский сад с программой раннего развития ребёнка, после которого можно устроиться в хорошую школу, а потом поступить в престижный вуз и найти на высокооплачиваемую работу. Успешность детей они рассматривают как маркер своей социальной успешности. 

Родители соревнуются, знает ли ребёнок наизусть все сказки Пушкина после выпуска из детского сада или сразу после выписки из роддома, шутит Жанна, а ещё – сколько иностранных языков он выучил в совершенстве. 

Цифра
2700
человек - именно на столько выросло число российских детей, лишившихся попечения родителей за последние полгода

– Родители не просто развивают потенциал ребёнка, но и прививают ему навык делать выбор. Сначала на уровне того, какую одежду носить, потом – какой кружок выбрать, и так далее. Он рано осознаёт, что ему нравится, а что нет. А если такой ребёнок делает неправильный выбор, его всегда подстрахуют, например, переведут в другую школу или в другой вуз. Так что цена ошибки у ребёнка среднего класса невысока, чего нельзя сказать о детдомовском ребёнке – его ошибка может стать фатальной. Прямо как у Насти из детдома!

Что губит детдомовцев в РФ

После 9-го класса Настя поступила в колледж на овощевода, но из-за академической неуспеваемости её отчислили из общежития. В результате девочка переехала в комнату к маме, которая страдала алкоголизмом. Настя тоже начала употреблять алкоголь и вести асоциальный образ жизни, как и мама, и умерла в 19 лет от передозировки крепким алкоголем. 

Цена ошибки, которая привела девочку к отчислению из общежития, оказалась слишком высокой. 

Ранняя смертность, наркотики, самоубийства, разводы и сдача уже своих детей в детдом – наиболее типичная история у детей из детского дома, комментируют эксперты. 

– С помощью образования выстраивается социальная граница между детьми из разных социальных классов, – поясняет Жанна. – Детдомовские дети учатся в общеобразовательных школах, где никакого индивидуального подхода к развитию способностей нет. Они редко становятся любимчиками учителей, так как с ними дома никто не занимается и у них нет репетиторов. Следовательно, у таких детей очень низкие академические показатели и возможности выбора специальности для поступления крайне ограничены.

Празднование масленицы и проводы зимы в детском доме
Артем Житенев / @РИА "Новости"
Празднование масленицы и проводы зимы в детском доме

По словам исследователей, только 7–10% детдомовских детей поступают в вузы. Большинство оканчивает колледжи и устраивается на низкооплачиваемую работу или пытаются заняться нелегальным бизнесом, как, например, Сергей. 

Парень вместе со всеми одноклассниками поступил в колледж, а после окончания вернулся в комнату, где раньше жил с мамой. "Меня привели, мне сказали поступать", – он рассказывает о себе так, как будто кто-то другой отвечает за его жизнь. Вместо того чтобы устроиться на работу, Сергей начал из дома вести какой-то нелегальный бизнес. И только по счастливому стечению обстоятельств об этом узнал сосед по коммунальной квартире. Добросердечный сосед обзвонил всех обманутых покупателей, со всеми договорился, чтобы они не подавали заявление в милицию. Он помог Сергею устроиться на работу сторожем, где тот и проработал много лет. И это среднестатическая история, участник которой смог хотя бы удержаться с теми ресурсами, которые у него были.

– В своём исследовании мы фокусируем внимание не на всех институтах, а только на семье и образовании, так как считаем, что они являются наиболее наглядными примерами того, как (вос)производится социальное неравенство в организации процесса взросления, – говорит Жанна Чернова. – Мы показываем, что выходцы из образованного среднего класса получают возможность осуществлять длительный и постепенный процесс перехода к взрослости, что во многом обеспечивает их социальный успех в будущем.

Позитивный кейс

Есть ещё одно важное различие между детдомовцами и высокоресурсными детьми – у детей среднего класса длинный период взросления и выхода на высокую оплату. Предположим, ребёнок из обеспеченной семьи решил стать учёным. Сначала он работает младшим научным сотрудником с небольшой зарплатой. Родители поддерживают его материально и снимают ему квартиру. У детдомовских детей такой возможности нет – он скорее устроится кассиром, где на старте более высокая зарплата, чем у ребёнка среднего класса, но перспектив практически никаких. 

И всё же некоторым детдомовцам удаётся выбиться в люди, например Светлане. Её девиз по жизни: забивать, играть и выигрывать. Девушка занимается женским футболом и получает внешнюю позитивную оценку своих способностей. Рассказывая о себе, она говорит: "Я выбрала, мне нравится". Тренер, заинтересованный в победе команды, подобрал к ней индивидуальный подход и объяснил: если хочет сделать карьеру в футболе, то должна повысить академические показатели в школе. Таким образом, у неё была высокая мотивация хорошо учиться. В результате девушка поступила в вуз и сейчас активно продвигается в карьере. 

ЦИТАТА
Специфика российских детдомов в том, что изъятие ребёнка из семьи означает полное прекращение его общения с родственниками
— Жанна Чернова, автор исследования

Также девушкам адаптироваться и "выбиться в люди" зачастую помогает удачное замужество, дополняют эксперты. Чего не скажешь о молодых людях, так как девушки из хороших семей редко выбирают в женихи детдомовских мальчиков из-за того, что у тех на старте низкие материальные возможности. 

– Таким образом, ключевую роль в переходе к успеху во взрослой жизни играет образование, – подводят итоги эксперты. – Выпускники престижных вузов получают хорошо оплачиваемую и престижную работу, а обладатели дипломов о среднем профессиональном образовании или те, у кого нет профессионального образования, переживают опыт безработицы, нестабильной занятости, бедности. Если посмотреть ещё глубже, жизненные шансы определяются ресурсами и поддержкой родительской семьи, а также её позицией в социальном пространстве. Поэтому у детей из среднего класса и детдома несопоставимые шансы на успех. 

Что делать

– С 2014 года идёт реформа, цель которой – сделать так, чтобы пребывание ребёнка в учреждении было временным, чтобы как можно скорее он был возвращён в кровную семью, а если это не представляется возможным – то в приёмную, – добавляет Жанна Чернова. – К сожалению, не всё реализуется на практике в полной мере. Специфика российских детдомов в том, что изъятие ребёнка из семьи означает полное прекращение его общения с родственниками, хотя в роду могут быть ресурсные люди. Было бы неплохо, если бы психологи и педагоги принимали индивидуальные решения, с кем из родительской семьи ребёнку было бы полезно поддерживать отношения. Зачастую бабушки могли бы стать одним из механизмов поддержки ребёнка. 

Так как современная массовая школа не учитывает специфические потребности учеников, ещё одна задача – перейти к большей индивидуальности за счёт внедрения системы наставничества в школе, добавляет эксперт. Наставник должен помочь ученику выстроить индивидуальную жизненную траекторию. И эта история – дело будущего.