Почему проблемы Boeing достигли уже космических масштабов

Почему пара американцев, прилетевшая на Международную космическую станцию на восемь дней, рискует пробыть там аж до конца года
Почему проблемы Boeing достигли уже космических масштабов
NASA
Астронавты Сунита Уильямс и Барри Уилмор, застрявшие на МКС.

Это был первый запуск Boeing Starliner в космос с людьми на борту. 61-летний Барри Уилмор и 58-летняя мисс Сунита Уильямс должны были проверить работоспособность нового космического аппарата, прежде чем его начнут использовать регулярно. 

Они прибыли на станцию 5 июня на корабле Boeing Starliner. Там они должны были провести восемь дней и вернуться на Землю. Однако из-за возникших неисправностей с тормозящими двигателями обратный полёт был отложен. 

Как пишет BBC, после того как американцы провели на МКС уже целых два месяца, в NASA сообщили, что над ними нависла угроза не только провести на МКС всё лето, но даже встретить там Новый год. Пока никаких решений принято не было, но рассматривается возможность “прикрепить” астронавтов к миссии в сентябре на корабле SpaceX Crew Dragon. 

Однако возврат её участников на Землю запланирован только в феврале 2025 года!

ЦИТАТА
И у двигателей корабля Boeing есть не очень серьёзная, но всё-таки неисправность
— Иван Моисеев, эксперт

Столь долгое вынужденное пребывание американцев на станции связано с тем, что ответственные за эту миссию NASA и Boeing не считают ситуацию настолько серьёзной, чтобы прибегнуть к экстренной смене графика полётов или срочной отправке другого корабля, рассказал Metro руководитель Института космической политики Иван Моисеев:

– Конечно, в случае аварийной ситуации график не играет никакой роли. Экипаж на станции спокойно живёт. Но если понадобится, и Роскосмос подключат. Российская и американская стороны до сих пор достаточно тесно взаимодействуют.

Как объяснил Моисеев, непростая ситуация на конкретном корабле Boeing Starliner заключается в проблеме с тормозными двигателями, которые задействованы не только в замедлении корабля при приземлении, но и в корректировке его траектории полёта. Если возникнут трудности, корабль может оказаться в плену орбиты – будет вращаться на ней неопределённый срок – хоть до бесконечности.

– И у двигателей корабля Boeing есть не очень серьёзная, но всё-таки неисправность – не работает наддув гелием. Для нормальной работы двигателя, помимо всего прочего, нужно, чтобы топливные баки были надуты,  то есть находились под давлением. Эту функцию выполняет гелевая система. И вот среди множества клапанов этой гелевой системы есть 2–3 неисправных. При ней появляется риск гибели двух человек, хоть и небольшой. 

Но в космосе всегда выбирают вариант с наименьшим риском, подчеркнул Моисеев. Астронавты останутся на орбите на такой длительный срок не потому, что это нештатная ситуация, а наоборот, потому что есть время провести расчёты. Всё это время на Земле будут проходить тесты аналогичной системы двигателей, после чего и решится – либо всё-таки воспользоваться кораблём Boeing Starliner, если это достаточно безопасно, либо использовать Crew Dragon Илона Маска.

– И это уже сейчас большой удар по компании Boeing. Это старинная мощная фирма, но она уже много лет не может добиться таких же успехов в космосе, коих достигла небольшая компания Илона Маска. Конечно, для них это болезненно.

Только факты

Boeing Starliner является одним из двух транспортных средств, способных вернуться на землю – наряду с Crew Dragon от SpaceX.

Система жизнеобеспечения корабля даёт возможность продолжать работу на околоземной орбите до полугода. 
Для экипажа есть беспроводной Интернет. Это даёт возможность общения с экипажем, а также помогает в стыковке с Международной космической станцией.
Starliner полностью автономен, что сокращает время на обучение экипажа. При этом на корабле всё же имеется резервная система ручного управления.
В отличие от Crew Dragon, который выполняет посадку в океане, Boeing Starliner может садиться на суше. Для приземления он использует систему парашютов и смягчающих подушек.