Почему не стоит открывать бизнес: провальные стратегии в предпринимательстве

90% бизнес-проектов закрываются, не продержавшись и года. Внешние причины этого (например, изменение законодательства) довольно редки. Репортёр Metro поговорила с экспертами о наиболее частых причинах провала
Почему не стоит открывать бизнес: провальные стратегии в предпринимательстве
Copyright (c) 2018 fizkes/Shutterstock
К провалу может привести непродуманное масштабирование бизнеса, что является наиболее опасной и рискованной стратегией.

– Самая частая ситуация: продукт или услуга не востребованы, так как не решают реальную проблему или не удовлетворяют потребности целевой аудитории, хоть и могут вызвать первоначальный интерес, – рассказывает Metro Лиана Давидян, предприниматель, наставник по бизнесу. – Например, бизнесмены запускают продукт, который кажется инновационным, но не имеет реального применения или стойкого интереса со стороны потребителей.

Предприниматели либо игнорируют, либо недостаточно глубоко изучают потребности клиентов перед стартом бизнеса, из-за чего и происходят провал и потеря денег. Поэтому важно понимать, какие проблемы есть у целевой аудитории, и предлагать решения, которые будут востребованы, причём в связке с этим обязательно изучать конкурентов. 

Отсутствие глубокого конкурентного анализа не позволит занять свою нишу, и все усилия уйдут на завоевание уже занятой территории, пояснила эксперт.

– Ещё одна распространённая причина провала бизнеса – пренебрежение качеством продукции или услуг, – продолжает предпринимательница. – Это особенно актуально в момент роста спроса. Даже если ваш продукт или услуга уникальны, но при этом имеют низкое качество, клиенты могут отказаться от них. Товар, который часто ломается или не соответствует заявленным характеристикам, работает против его создателя. 

По мнению Лианы Давидян, третья причина провала бизнеса – неправильная ценовая стратегия. Установление цен, которые не соответствуют рыночным условиям, не способно обеспечить стабильный сбыт – слишком низкие цены в попытке привлечь клиентов не покрывают издержки, что приводит к убыткам.

Цифра
90%
бизнес-проектов прекращают своё существование уже в первый год после запуска по данным Росстата.

– Ещё одно слабое место для большинства новых бизнесов – неграмотное управление финансами, – продолжает эксперт. – Неправильное распределение ресурсов, недостаток капитала или плохое управление денежными потоками – всё это приводит к перерасходу бюджета.

Отсутствие гибкости, нежелание или неспособность адаптироваться к изменениям на рынке, технологическим новшествам или переменам в потребительских предпочтениях тоже чаще всего приводят к провалу. Эксперт привела в пример Kodak или Nokia. 

– А сколько таких безымянных бизнесов похоронено из-за нежелания или неумения меняться? – вздыхает специалист. – Наконец, к провалу может привести непродуманное масштабирование. Это наиболее опасная и рискованная стратегия. Быстрое расширение бизнеса без учёта рисков и тщательного планирования может стать причиной финансовых потерь, а также снижения качества продукции или услуг. Из-за нерационального использования ресурсов, таких как персонал, оборудование и материалы, уменьшается производительность и увеличиваются издержки, что в итоге приводит к убыткам.

Каждая из этих ошибочных стратегий может быть фатальной для бизнеса, особенно если они не выявляются и не исправляются вовремя, предупреждает эксперт.