Почему Маяковский, Врубель и Эйзенштейн "позировали" художникам только после смерти

На выставке в Третьяковке представлены посмертные маски и редкие прижизненные портреты великих поэтов, художников и вождей. Metro узнало интересные факты об этих произведениях
Почему Маяковский, Врубель и Эйзенштейн "позировали" художникам только после смерти
Сергей Пятаков / РИА "Новости"
Работа Сергея Меркурова "Владимир Владимирович Маяковский" (1930) на выставке "In Memoriam. Остановленное время" в Третьяковской галерее.

На выставке "In Memoriam. Остановленное время", цель которой показать, что гипсовые слепки это не просто часть "посмертного ремесла", а настоящее искусство, мы присмотрелись к маскам и портретам тех, кто при жизни не был избалован вниманием портретистов.

Маяковский свою посмертную маску заказал сам

Герман Егошин, портрет В. В. Маяковского, 1964-й.
Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Герман Егошин, портрет В. В. Маяковского, 1964-й.

Владимира Маяковского очень много фотографировали, а вот рисовали совсем мало. Прижизненных портретов нет совсем. Первое изображение Маяковского в красках появилось спустя почти 30 лет после смерти поэта: в 1964-м полотно написал Герман Егошин. Но увидели его только в 1986-м, в журнале "Юность". А всё потому, что Германа Егошина исключили из-за этой картины из Союза художников – и он сам, и полотно пришлись не ко двору, работу сочли "формалистской". 

Причина, по которой у Маяковского нет портретов, по мнению помощника куратора выставки Ларисы Бедретдиновой, кроется в нём самом – темпераментном, требовательном к себе, часто собой недовольном.

Однако был один скульптор, которому поэт доверял настолько, что завещал сделать свою посмертную маску:

– Сергей Меркуров и Владимир Маяковский были хорошо знакомы, дружили. И однажды Маяковский предложил – если он умрёт раньше, то Меркуров сделает такую посмертную маску, которую он никогда не делал. А если Меркуров, то поэт напишет такую поэму, которую будет читать на всех площадях, – рассказывает Лариса Бедретдинова.

Первая посмертная маска Владимира Маяковского, сделанная скульптором Константином Луцким.
Предоставлено пресс-службой Третьяковской галерии
Первая посмертная маска Владимира Маяковского, сделанная скульптором Константином Луцким.

По воле судьбы сбылся первый сценарий, но Меркуров немного опоздал – и первым посмертную маску снял с лица мёртвого поэта Константин Луцкий. Причём она получилась не очень качественной: по словам эксперта, скульптор слегка повредил кожу поэта, даже немного содрал. Меркуров же сделал маску спустя два часа после Луцкого. На выставке в Третьяковке мы можем увидеть обе маски.

Врубель остался в Гамлете

У великого мастера Михаила Врубеля с портретами тоже не сложилось – есть только два прижизненных графических. Один из них – автопортрет, а другой – предсмертный, его написал в 1907-м друг Врубеля – выдающийся живописец Валентин Серов. Врубель тогда лечился в частной психиатрической клинике доктора Фёдора Усольцева. 

Автопортрет Михаила Врубеля – слева, справа – предсмертный портрет, написанный Валентином Серовым.
Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Автопортрет Михаила Врубеля – слева, справа – предсмертный портрет, написанный Валентином Серовым.

Михаил Врубель не любил позировать художникам, но часто наделял собственными чертами своих героев:

– Например, они прослеживаются в образе главного героя картины "Гамлет и Офелия", а также в серии работ по опере Римского-Корсакова – в образе Мизгиря, в скульптуре "Роберт и монахини", – говорит Лариса Бедретдинова.

Часть скульптурной композиции “Роберт и монахини” Врубеля.
Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Часть скульптурной композиции “Роберт и монахини” Врубеля.

Что касается посмертной маски – то она была снята скульптором Петром Боромирским, учеником Врубеля. 

– Когда Врубель умер, Боромирский путешествовал по Италии. Он прервал поездку, чтобы приехать в Петербург и снять маску с живописца.

Посмертная маска М. А. Врубеля, созданная Петром Боромирским.
Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Посмертная маска М. А. Врубеля, созданная Петром Боромирским.

Эйзенштейна написала натурщица

А у легендарного кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна при жизни "случилось" всего два портрета. Один написала знаменитая натурщица и муза монпарнасской группы поэтов и художников 1920-х годов Алиса Эрнестина Прен, более известная как Кики с Монпарнаса. Она познакомилась с режиссёром в Париже, в кабаре на Монмартре "Бык на крыше":

– Когда она писала портрет Эйзенштейна, в комнату вошёл будущий режиссёр "Весёлых ребят" Александров, рассказывает эксперт. – Когда она посмотрела на него – на портрете Эйзенштейна тут же появились губы Александрова. И получился как бы такой сложный кинематографический образ.

Портрет Сергея Эйзенштейна кисти Кики с Монпарнаса.
Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Портрет Сергея Эйзенштейна кисти Кики с Монпарнаса.

Второй потрет – графический – создал художник Юрий Анненков, как утверждал он сам, в 1925-м, когда на экран впервые вышли фильмы "Стачка" и "Броненосец "Потёмкин", ставшие одними из самых известных в репертуаре режиссёра. 

Графический портрет Сергея Эйзенштейна, сделанный Юрием Анненковым.
Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Графический портрет Сергея Эйзенштейна, сделанный Юрием Анненковым.

А посмертную маску Эйзенштейна, как и маску Маяковского, – создал тот самый Сергей Меркуров, ставший потом одним из самых выдающихся советских монументалистов: он снял маски в том числе с Ленина, Дзержинского, Горького, Толстого и многих других творцов и исторических деятелей. Маска Эйзенштейна у Меркурова получилась настолько живой, что её можно сравнить с посмертным портретом. 

Посмертная маска Сергея Эйзенштейна, созданная Сергеем Меркуровым.
Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Посмертная маска Сергея Эйзенштейна, созданная Сергеем Меркуровым.
Портрет-инсталляция
Специалисты Третьяковки собрали фрагменты из фильмов Эйзенштейна в видеоинсталляцию. Эйзенштейн считал, что художник перевоплощается в своё произведение, поэтому режиссёра "изобразили" его фильмами.
Портрет-инсталляция