На выставке "In Memoriam. Остановленное время", цель которой показать, что гипсовые слепки это не просто часть "посмертного ремесла", а настоящее искусство, мы присмотрелись к маскам и портретам тех, кто при жизни не был избалован вниманием портретистов.
Маяковский свою посмертную маску заказал сам
Владимира Маяковского очень много фотографировали, а вот рисовали совсем мало. Прижизненных портретов нет совсем. Первое изображение Маяковского в красках появилось спустя почти 30 лет после смерти поэта: в 1964-м полотно написал Герман Егошин. Но увидели его только в 1986-м, в журнале "Юность". А всё потому, что Германа Егошина исключили из-за этой картины из Союза художников – и он сам, и полотно пришлись не ко двору, работу сочли "формалистской".
Причина, по которой у Маяковского нет портретов, по мнению помощника куратора выставки Ларисы Бедретдиновой, кроется в нём самом – темпераментном, требовательном к себе, часто собой недовольном.
Однако был один скульптор, которому поэт доверял настолько, что завещал сделать свою посмертную маску:
– Сергей Меркуров и Владимир Маяковский были хорошо знакомы, дружили. И однажды Маяковский предложил – если он умрёт раньше, то Меркуров сделает такую посмертную маску, которую он никогда не делал. А если Меркуров, то поэт напишет такую поэму, которую будет читать на всех площадях, – рассказывает Лариса Бедретдинова.
По воле судьбы сбылся первый сценарий, но Меркуров немного опоздал – и первым посмертную маску снял с лица мёртвого поэта Константин Луцкий. Причём она получилась не очень качественной: по словам эксперта, скульптор слегка повредил кожу поэта, даже немного содрал. Меркуров же сделал маску спустя два часа после Луцкого. На выставке в Третьяковке мы можем увидеть обе маски.
Врубель остался в Гамлете
У великого мастера Михаила Врубеля с портретами тоже не сложилось – есть только два прижизненных графических. Один из них – автопортрет, а другой – предсмертный, его написал в 1907-м друг Врубеля – выдающийся живописец Валентин Серов. Врубель тогда лечился в частной психиатрической клинике доктора Фёдора Усольцева.
Михаил Врубель не любил позировать художникам, но часто наделял собственными чертами своих героев:
– Например, они прослеживаются в образе главного героя картины "Гамлет и Офелия", а также в серии работ по опере Римского-Корсакова – в образе Мизгиря, в скульптуре "Роберт и монахини", – говорит Лариса Бедретдинова.
Что касается посмертной маски – то она была снята скульптором Петром Боромирским, учеником Врубеля.
– Когда Врубель умер, Боромирский путешествовал по Италии. Он прервал поездку, чтобы приехать в Петербург и снять маску с живописца.
Эйзенштейна написала натурщица
А у легендарного кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна при жизни "случилось" всего два портрета. Один написала знаменитая натурщица и муза монпарнасской группы поэтов и художников 1920-х годов Алиса Эрнестина Прен, более известная как Кики с Монпарнаса. Она познакомилась с режиссёром в Париже, в кабаре на Монмартре "Бык на крыше":
– Когда она писала портрет Эйзенштейна, в комнату вошёл будущий режиссёр "Весёлых ребят" Александров, рассказывает эксперт. – Когда она посмотрела на него – на портрете Эйзенштейна тут же появились губы Александрова. И получился как бы такой сложный кинематографический образ.
Второй потрет – графический – создал художник Юрий Анненков, как утверждал он сам, в 1925-м, когда на экран впервые вышли фильмы "Стачка" и "Броненосец "Потёмкин", ставшие одними из самых известных в репертуаре режиссёра.
А посмертную маску Эйзенштейна, как и маску Маяковского, – создал тот самый Сергей Меркуров, ставший потом одним из самых выдающихся советских монументалистов: он снял маски в том числе с Ленина, Дзержинского, Горького, Толстого и многих других творцов и исторических деятелей. Маска Эйзенштейна у Меркурова получилась настолько живой, что её можно сравнить с посмертным портретом.