В Сытном дворе музея "Коломенское" расцвели все цветы: они на знаменитых местных изразцах, фрагментах храмовой росписи, книжных миниатюрах, иконах и даже старинных деревянных прялках. У входа встречает почти четырёхметровый портал иконостаса XVII века из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, весь буквально испещрённый растительно-цветочным орнаментом. И если современный человек видит здесь просто красивые цветы и растения, то средневековый сразу понимал: ему рассказывают о рае.
Рай в те далёкие годы был не просто поповской выдумкой, а вполне зримым и вещным явлением – его можно было найти на земле. Выставку именно в Коломенском проводят не случайно: ещё в XVII веке здесь и в Измайлово по приказу царя Алексея Михайловича начали возводить рай – разбили сады. И это не только метафора: греческое слово, обозначающее "рай" (παράδεισος) означало и "сад", то есть оба эти понятия в христианском искусстве фактически едины.
Планировка коломенского рая велась, в том числе, с учётом представлений о реальном географическом положении Эдемского сада, основанных на текстах Ветхого Завета: "Из Едема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки". Согласно одной из научных гипотез, Эдемский сад находился в районе Персидского залива, в долине Шатт-эль-Араб, образованной слиянием четырёх рек: Тигра, Евфрата, Керуна и Керки.
Тема четырёх райских рек неоднократно обыгрывалась в средневековой архитектуре в четырёх фонтанах или 4 струях воды. Такие 4 фонтана в виде грифона, льва, единорога и барса можно увидеть и на чертеже измайловского Виноградного сада – он есть на выставке в Коломенском. Этот чертёж примечателен также своей иконописной манерой: авторы изобразили на нём растения так же, как в те времена рисовали деревья на иконах.
Кроме планировки, наполнение сада точно так же строго соответствовало средневековым представлениям об устройстве рая: здесь можно было и отдохнуть под священным деревом, и утолить жажду в колодце, и посмотреть на "райский" зверинец.
Поскольку земной сад воплощал образ рая, то вместе с распространением христианства на Руси появлялось всё больше садов. Первыми садоводами были, судя по всему, монахи.
– Всякий сад, будь он монастырским или светским, был метафорой библейского первозданного мира, – рассказывает заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности "Коломенского" Екатерина Ильницкая. – Появлялись поселения, которые назывались Раями. Такое название носила и усадьба князя Юрия Долгорукого.
Но в христианском искусстве рай не всегда представал в образе сада.
– В виде сада рай изображается в ветхозаветной Книге Бытия. Но если опираться на тексты Евангелия, в частности, Откровение Святого Иоанна Богослова, то там рай описан как город – Небесный Иерусалим, – рассказывает Екатерина Ильницкая. – Поэтому следует разделять эти два образа рая. Эдем – райский сад, откуда человек был изгнан. И Небесный Иерусалим – золотой город, окружённый стеной из драгоценного камня, который откроется праведникам.
Интересно, что и второй образ рая как города сохранился в этимологии того же греческого слова παράδεισος – оно произошло от древнеиранского pari-daeza, или "отовсюду огороженное место" (отсюда пришло и латинское paradisus, многим знакомое по романским языкам). То есть рай – это и сад, и безопасное огороженное место (что тоже очень похоже на сад). Этот смысл вкладывался и в планировку русских монастырей, в которых обязательно были сады и изображения которых на гравюрах и иконах перекликаются с образом небесного града.
Как известно, в проектировании образа рая на Руси зашли максимально далеко: под Москвой по идее патриарха Никона решили воссоздать Палестину со всей её топографией и топонимикой. Речь о Новоиерусалимском монастыре и территории вокруг него: здесь есть холмы Сион, Фавор и Елеон, река Иордан, деревня Капернаум и, конечно, Гефсиманский сад.
– Может показаться, что такие проекты – это попытка создать рай на земле. Однако это не так: у средневекового человека не было необходимости искусственно наполнять повседневность духовным смыслом, поскольку вся его жизнь была пронизана мыслью о Боге, – рассказывает Екатерина Ильницкая. – С появлением светской культуры религиозное искусство смешалось с мирским. Это сказалось и на восприятии сада, его связь с божественным замыслом отошла на второй план – но не была полностью забыта.
После услышанного и увиденного совершенно другими глазами смотришь на цветущие яблони, сады, деревья и цветы художников Константина Сомова, Петра Петровичева, Наталии Гончаровой, Роберта Фалька и Александра Тышлера. А картина современного художника Петра Петяева, нарисованная в 2023 году, так и называется – "В поисках рая". Усеянный на ней солнечными бликами сад только лишний раз подтверждает: средневековый образ рая, похоже, оказался навсегда вписан в отечественный генетический код. Совсем по-другому смотришь и на коломенские сады, мимо которых идёшь на выставку и в которых опять оказываешься, её покинув. Рай на земле определённо существует.