Почему глава СССР Никита Хрущёв напал на молодого поэта Андрея Вознесенского

60 лет назад лидер Советского Союза Никита Хрущёв в Свердловском зале Кремля разнёс молодого поэта
Почему глава СССР Никита Хрущёв напал на молодого поэта Андрея Вознесенского
@ РИА Новости
На официальной встрече руководства партии с творческой интеллигенцией в Кремле Никита Сергеевич Хрущёв (первый справа в президиуме) выступает с резкой критикой в адрес молодого поэта Андрея Вознесенского (стоит на трибуне) и предлагает ему эмигрировать из страны.

Атаки на интеллигенцию

В начале 60-х в СССР сложилась непростая экономическая ситуация. И хотя страна взяла курс на коммунизм, который собирались построить к 80-м, в некоторых городах начали выстраиваться очереди за хлебом. В Новочеркасске властям пришлось даже силой подавлять народное восстание (горожанам не понравилось, что им урезали зарплаты). 

Хрущёв пытался сместить акценты с этих проблем — в частности, придумал и организовал встречи с интеллигентами, на которых многим из них сильно досталось (но обошлось без серьёзных репрессий). Ещё в 1962 году Хрущёв обрушился на художников и скульпторов.

Первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Никита Хрущёв (слева) на выставке художников-авангардистов студии "Новая реальность" в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР, где подверг резкой критике их творчество.
Сергей Смирнов / @ РИА "Новости"
Первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Никита Хрущёв (слева) на выставке художников-авангардистов студии "Новая реальность" в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР, где подверг резкой критике их творчество.

— Некоторые из них творили, игнорируя стилистику соцреализма, которая тогда считалась единственно верной, — поясняет Metro историк, автор книг, посвящённых культуре оттепели Михаил Гершзон. — Хрущёв просто не понимал их сюжетов. Так, ДК имени Русакова (ныне — Театр Виктюка в Сокольниках) он назвал "уродливым сооружением, похожим на всех чертей". 

А 7 марта следующего года в Кремле Хрущёв "наехал" на молодого поэта Вознесенского. 

"К нему подошла только будущая жена"

Поэт начал свою речь со следующих слов: "Как и мой любимый поэт, мой учитель Владимир Маяковский, я не член Коммунистической партии".

Услышав это, Никита Сергеевич начал постоянно перебивать Вознесенского. "Это не доблесть, товарищ Вознесенский! — воскликнул он. — Почему вы афишируете, что вы не член партии? А я горжусь тем, что я член партии и умру членом партии!"

Лидер СССР называл поэта в тот вечер опальным Пастернаком и предлагал оформить загранпаспорт, чтобы он покинул Родину. 

По словам Михаила Гершзона, Хрущёв заранее знал, что вызовет Вознесенского "на ковёр" — за то, что тот хвалил Пастернака, осуждённого в 1958 году.

— Никита Сергеевич счёл, что своей критикой защищает устои страны. Вознесенский не собирался провоцировать Хрущёва, когда говорил про Маяковского и партию. Просто в то время Маяковский переживал ренессанс. Главным советским поэтом его сделал Сталин, но фигуру Маяковского подавали однобоко. В 50-е ситуация изменилась. Маяковскому поставили памятник, возле которого собирались все поэты. Маяковский был ориентиром для остальных, хотя и не был членом партии. Вознесенский тоже им не был, хотя рос в "правильной" по тем меркам семье. Его отец был членом партии, учёным, который сооружал электростанции, доктором наук, то есть, поэт был человеком из рафинированной, академической среды. И Вознесенский не имел в виду никакой крамолы.

Есть устойчивый миф, что после выступления перед Хрущёвым Вознесенского подвергли тяжёлым репрессиям — вплоть до того, что его якобы исключили из Союза писателей СССР. Но этого не было.

— Даже в "хрущёвский период" — а Никиту Сергеевича убрали в октябре 1964 года — Вознесенский не подвергся репрессиям, — поясняет Михаил Гершзон. — Так, ещё летом 1964 года в крупнейшем издательстве СССР "Молодая гвардия" вышла его книга "Антимиры" тиражом в 60 000 экземпляров. Если бы он был в опале, разве позволили бы ему такое?

Интересно, что после разгромной встречи с интеллигенцией к Вознесенскому подошёл только один человек — его будущая жена Зоя Богуславская. Он посвятил этому эпизоду одно из стихотворений:

Русский поэт, прозаик, художник Андрей Вознесенский и его жена писательница Зоя Богуславская.
Анатолий Гаранин / @ РИА "Новости"
Русский поэт, прозаик, художник Андрей Вознесенский и его жена писательница Зоя Богуславская.

Орёт судилища орда. 

Я прокажённым был, казалось. 

И только женщина одна 

Подошла, не отказалась.

То, что Хрущёв выступал перед представителями интеллигенции с таким апломбом, удивлять не должно.

— Это характерная для него стилистика, — отмечает историк. — Агрессивная, свойственная только ему. За трибуной он был напористым, энергичным. Достаточно вспомнить, как он стучал ботинком по трибуне на сессии ООН.

И хотя в стране наступила оттепель, всё же многим приходилось серьёзно фильтровать свои публичные выступления.

— В узком кругу люди могли уже более свободно выражать своё мнение. Но за трибуной приходилось соблюдать рамки. То, что Хрущёв говорил о возможном возвращении к "заморозкам", — было показным. Мол, у меня есть сила, я контролирую ситуацию. Вам предоставили некую свободу, но я могу решить и по-своему.

По словам эксперта, подобные встречи с интеллигенцией после отставки Хрущёва прекратились.

– Новое руководство СССР сосредоточилось на решении экономических проблем, ему эти встречи просто были уже не нужны. 

Читайте также: