Традиция изображать на фасадах мифических существ уходит корнями ещё в домонгольскую Русь. Грифонов, львов и единорогов отливали из бронзы, вышивали и вырезали из дерева, ими иллюстрировали книги, украшали усадьбы и доходные дома. О мистическом происхождении и символике страшных монстров, "проживающих" на столичных зданиях ещё с 17-го века, Metro рассказала куратор выставки "Как найти грифона" Екатерина Святицкая.
Геральдический лев родился ещё при Иване Грозном
Пожалуй, одна из самых упоминаемых геральдических пар – это крылатый лев и единорог. Ещё во времена Ивана IV они стали эмблемой московского Печатного двора, территорию которого на Никольской улице, д. 15, с начала 19-го века занимает Синодальная типография, а с 2018 года – Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета.
Первоначально в 16-м веке парочка "проживала" на деревянных воротах. Но, конечно, те барельефы не сохранились.Поэтому при строительстве тогда ещё будущей типографии архитекторы Алексей Бакарев и Иван Мироновский решили восстановить единорога и льва. Их мы видим и сегодня.
В знаменитой паре геральдический лев олицетворяет царскую земную власть. Именно поэтому воинственный лев в короне изображается как символ многих государств.
Единорог – символ Христа
А вот единорог в знаменитой паре олицетворяет божественную власть, целомудрие и духовную чистоту. Вкупе со львом – единство божественной и царской власти. Их союз можно встретить как в изобразительном искусстве – на предметах декора, бронзовых чернильницах, изразцах, так и на московских домах – на шпилях Исторического музея, к примеру.
В паре со львом единорог чаще всего располагается справа и имеет на шее корону, которая выглядит как резной ошейник.
Змей Зилант вернулся на Казанский вокзал
Зилант – крылатый змей, популярный персонаж татарских сказок и символ Казани. Все, кто уезжает с площади Трёх вокзалов в Москве, подняв голову, заметят флюгер на главной башне Казанского вокзала, который в течение долгих лет строил известный архитектор Алексей Щусев. Именно он-то и придумал водрузить Зиланта на крышу вокзала.
Единорог уникален своей новизной
Около Гоголевского бульвара, в Нащокинском переулке, д. 8, находится трёхэтажный доходный дом Константина Фёдоровича Лазарева, почётного гражданина Москвы. Сегодня в нём располагается офисно-жилой комплекс. Он был построен архитектором Петром Щёкотовым в готическом стиле со множеством элементов – разнообразным резным декором, портиками и головой химеры на эркере. Но главное, что теперь над его аркой красуется белый единорог.
В 1897 году, когда здание только строилось, фигуру животного архитектор не задумывал. Оно появилось совсем недавно – в 2005 году во время реставрации здания.
По словам куратора, фигурка животного вызвала множество споров среди архитекторов: кто-то считает его слишком массивным для этого здания, а кто-то встаёт на защиту идеи реставраторов.
Морские змеи держат балконы
Дом Перцовой в Курсовом переулке, д. 1, славится своими архитектурными излишествами. Ещё при строительстве в 1905–1907 годах архитектор Николай Жуков и художник Сергей Малютин задумали украсить его различными мифическими монстрами – сиренами, алконостами и воздушными девами, а этих морских змеев вызвали из глубин, чтобы поддерживать балконы. По словам Екатерины Святицкой, глубокой символики в этом жесте найти нельзя – в начале 19–20-го веков фасады украшали монстрами без смысла, лишь для красоты.
Георгий Победоносец убивает змия по всей Москве
Самая известная мифологическая пара – поражающий копьём змея Георгий Победоносец на коне. Встретить его изображение не трудно – художники и скульпторы запечатлели популярный сюжет на иконах, монетах, гербах и зданиях – на фасаде торгового центра "Охотный ряд", мэрии на Тверской и Киевском вокзале (на фото).
По преданию, когда царскую дочь должны были отдать на растерзание чудовищу, святой Георгий избавил её от смерти, а жители древнего Ливана затем обратились в христианство.