ДЕНЬГИ

Почему "чёрную пятницу" назвали чёрной: история возникновения дня распродаж

Покупка вещей в “чёрную пятницу” стала распространённым делом среди всех жителей нашей планеты. Многие знают, что именно с “чёрной пятницы” начинается сезон распродаж, но далеко не все имеют представление, откуда пошла эта традиция
История возникновения "чёрной пятницы" весьма занимательна.
Unsplash.com

Распродажи появились задолго до “чёрной пятницы”

Их придумал американский предприниматель Фрэнк Вулворт. В детстве (середина 19-го века) Вулворт работал помощником продавца в небольшой лавке. Тогда ещё не было ценников, и продавцы аккуратно расспрашивали потенциальных клиентов об их благосостоянии, чтобы понять, за сколько тому или иному человеку можно “толкнуть” нужную ему вещь. 

Вулворта раздражала эта схема, поэтому он на свой страх и риск решился на изменения. Когда главный продавец отправился в командировку, Вулворт выставил весь сезонный товар на прилавок, а возле него повесил табличку: всё по 5 центов. Это была первая в мире распродажа, которая, кстати, прошла с невероятным успехом. В дальнейшем на волне успеха Вулворт открыл свою сеть магазинов. Их запросто можно назвать прародителями современных супермаркетов и дискаунтеров. 

В начале 20-го века в США стали проводиться первые маркетинговые исследования, участники которых анализировали потребительский спрос. И довольно быстро стало понятно, что распродажи лучше всего проводить в период после Дня благодарения (24 ноября) и перед Рождеством (25 декабря). Потому что именно в это время люди активнее всего делали покупки, чтобы порадовать своих родных и близких. 

Полицейские или бухгалтеры?

Кто именно пустил в обиход выражение “чёрная пятница” – доподлинно не известно. На сегодняшний день существуют две версии. Первая из них связана с сотрудниками правоохранительных органов. 

Так как День благодарения всегда отмечался в Америке в последний четверг ноября, то пятница после праздника прибавляла головной боли сотрудникам полиции: на дорогах раз за разом возникали огромные пробки из-за того, что люди ехали в свои дома от родственников, у которых заночевали накануне в честь праздника. Поэтому, по одной из версий, именно полицейские и назвали пятницу после Дня благодарения “чёрной” из-за повышенных нагрузок. 

По другой версии, выражение “чёрная пятница” вошло в обиход из-за бухгалтеров магазинов, отмечавших в своих отчётных табелях убытки красным цветом, а прибыль – чёрным. В пятницу после Дня благодарения прибыль начинала стремительно расти. Поэтому пятницу и начали называть “чёрная”. 

Окончательный смысл закрепился за выражением только в 60-х годах XX века: оно стало обозначать время, когда продавцы устанавливают самые низкие цены на свои товары.