Распродажи появились задолго до “чёрной пятницы”
Их придумал американский предприниматель Фрэнк Вулворт. В детстве (середина 19-го века) Вулворт работал помощником продавца в небольшой лавке. Тогда ещё не было ценников, и продавцы аккуратно расспрашивали потенциальных клиентов об их благосостоянии, чтобы понять, за сколько тому или иному человеку можно “толкнуть” нужную ему вещь.
Вулворта раздражала эта схема, поэтому он на свой страх и риск решился на изменения. Когда главный продавец отправился в командировку, Вулворт выставил весь сезонный товар на прилавок, а возле него повесил табличку: всё по 5 центов. Это была первая в мире распродажа, которая, кстати, прошла с невероятным успехом. В дальнейшем на волне успеха Вулворт открыл свою сеть магазинов. Их запросто можно назвать прародителями современных супермаркетов и дискаунтеров.
В начале 20-го века в США стали проводиться первые маркетинговые исследования, участники которых анализировали потребительский спрос. И довольно быстро стало понятно, что распродажи лучше всего проводить в период после Дня благодарения (24 ноября) и перед Рождеством (25 декабря). Потому что именно в это время люди активнее всего делали покупки, чтобы порадовать своих родных и близких.
Полицейские или бухгалтеры?
Кто именно пустил в обиход выражение “чёрная пятница” – доподлинно не известно. На сегодняшний день существуют две версии. Первая из них связана с сотрудниками правоохранительных органов.
Так как День благодарения всегда отмечался в Америке в последний четверг ноября, то пятница после праздника прибавляла головной боли сотрудникам полиции: на дорогах раз за разом возникали огромные пробки из-за того, что люди ехали в свои дома от родственников, у которых заночевали накануне в честь праздника. Поэтому, по одной из версий, именно полицейские и назвали пятницу после Дня благодарения “чёрной” из-за повышенных нагрузок.
По другой версии, выражение “чёрная пятница” вошло в обиход из-за бухгалтеров магазинов, отмечавших в своих отчётных табелях убытки красным цветом, а прибыль – чёрным. В пятницу после Дня благодарения прибыль начинала стремительно расти. Поэтому пятницу и начали называть “чёрная”.
Окончательный смысл закрепился за выражением только в 60-х годах XX века: оно стало обозначать время, когда продавцы устанавливают самые низкие цены на свои товары.