Почему брак с Пикассо обернулся трагедией для его русской музы Ольги и сына Поля

Недавно свет увидела книга "Русские музы. Истории любви великих художников и их русских муз", в которой рассказывается про россиянок, навсегда оставшихся на полотнах знаменитых модернистов от Пабло Пикассо до Анри Матисса
Почему брак с Пикассо обернулся трагедией для его русской музы Ольги и сына Поля
Скриншот YouTube | документальный фильм Юлия Лурье "Русская муза" (Пикассо и Хохлова), 2007
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова.

Автором книги стала Татьяна Русинова, писательница, которая сама успела пережить развод, заставший её на чужбине – в Австрии, где ей пришлось начинать жизнь с нуля. В своём исследовании судеб неординарных женщин Русинова через личное восприятие пытается понять магнетизм наших соотечественниц и силу "русской живучести". 

Её героинями стали восемь россиянок, чьи истории любви с европейскими художниками начинались ярко и вдохновенно, но, как правило, не заканчивались ничем хорошим. В книге можно узнать, как Анна Ахматова стала египетской царицей для Амедео Модильяни, изучить историю любви одной из важнейших художниц ХХ века Нади Ходасевич и Фернана Леже, а также прочитать про романы Диего Риверы с Ангелиной Беловой и Марией Воробьёвой-Стебельской. Есть здесь и непростая история сибирской сироты Лидии Делекторской, вдохновлявшей Анри Матисса, и описание грандиозного романа Галы (Елена Дьяконова) и Сальвадора Дали. И, конечно, эта книга не могла обойтись без художника Пабло Пикассо и его супруги балерины Ольги Хохловой. 

Пикассо и Хохлову свёл Дягилев

"Ольга Хохлова в мантилье", 1917. Портрет кисти Пабло Пикассо.
Кирилл Зыков / Агентство "Москва"
"Ольга Хохлова в мантилье", 1917. Портрет кисти Пабло Пикассо.

Пикассо и Хохлова познакомились в Париже в 1917 году. Дочь полковника Русской императорской армии была балериной "Русских сезонов" Дягилева, для спектаклей которых Пабло Пикассо создавал декорации и костюмы. Вскоре после того, как они познакомились, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону, где художник познакомил её со своей матерью. 

"Хоть женщина и тепло встретила Ольгу, она сразу предупредила: "С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина", – читаем в книге Татьяны Русиновой. – Влюблённый Пабло изо всех сил старался радовать Ольгу. Когда она заявила, что хочет узнавать своё лицо на картинах, он начал писать её в реалистичной манере. При этом Пикассо вплетал в полотна испанские мотивы, чтобы сделать Ольгу своей".

Ради возлюбленной Пикассо стал писать её портреты в реалистичной манере.
Кирилл Зыков / Агентство "Москва"
Ради возлюбленной Пикассо стал писать её портреты в реалистичной манере.

Свадьба, венчание и сын

Уже в июне 1918 года пара женится в мэрии Парижа и венчается в русской православной церкви. Это был ещё один подарок католика Пикассо его русской возлюбленной.

Цифра
2
жены было у Пабло Пикассо – Ольга Хохлова и Жаклин Рок

После свадьбы Ольга принимается активно вить семейное гнездо. Достойное воспитание, манеры и привычка Ольги общаться со сливками общества подарили Пабло новый для него статус светской персоны. Пикассо резко меняет свой круг общения под влиянием жены. Даже его манера живописи окончательно меняется в этот период: за кубизмом следует классический период. 

Ольга бросает балет, хотя до конца жизни будет хранить свои пуанты и балетную пачку. В 1921 году у пары рождается сын Поль. Супруги счастливы как никогда. Жизнь Ольги омрачают только новости из России, где один из её братьев погиб, два других и отец примкнули к белой армии, а мама и сестра находятся в крайней бедности. Пикассо, впервые став отцом в 40 лет, наслаждается этой ролью, но недолго. 

Пикассо написал несколько картин, посвятив их супруге с сыном.
Кирилл Зыков / Агентство "Москва"
Пикассо написал несколько картин, посвятив их супруге с сыном.

Читаем в книге: "По свидетельству друзей, пара начинает всё чаще ссориться. Ольга узнаёт, что отец пропал без вести, а мать постепенно сошла с ума и умерла. Вероятно, Ольге требовалась поддержка близкого человека в это непростое время. Пикассо же устал от спокойной семейной жизни и отдалился от Ольги, чтобы посвятить себя работе. Подозревая мужа в неверности, Хохлова устраивает сцены ревности, что ещё больше раздражает художника. На портретах жены этого периода больше нет нежности. Сюрреалистические фигуры изображают агрессивных монстров. Ольга пытается смириться с этим с помощью религии, её всё чаще видят в православной церкви, а вот Пикассо увлекается коммунизмом. Стоит только гадать, какой удар это был для Ольги, потерявшей из-за коммунистической России почти всю свою семью.

Когда в семье начались скандалы, Пабло Пикассо стал изображать супругу на сюрреалистичных картинах с монстрами.
Кирилл Зыков / Агентство "Москва"
Когда в семье начались скандалы, Пабло Пикассо стал изображать супругу на сюрреалистичных картинах с монстрами.

Вскоре Пикассо прямо на улице встречает 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. Он сам подошёл к сероглазой блондинке и, пытаясь впечатлить, произнёс: "Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи". Девушка была очарована его напором, но имя мастера ей ничего не говорило. Подтянутая молодая девушка становится натурщицей, новой музой и любовницей Пикассо. Эта связь длится около восьми лет.

Наверное, Ольга знала, что в жизни Пабло есть другая женщина, но последней каплей для неё стал внебрачный ребёнок. Когда в 1935 году Мари заявила, что родила дочь от Пикассо, Ольга покинула квартиру вместе с сыном".

ЦИТАТА
Рассуждая о разрыве с Ольгой, Пикассо скажет однажды: "Она слишком много от меня хотела... Это был наихудший период моей жизни". "Ольга, – сетовал Пикассо, – любит чай, пирожные и икру. Ну а я? Я люблю каталонские сосиски с фасолью".
— Из книги Татьяны Русиновой "Русские музы. Истории любви великих художников и их русских муз"

Супруги официально так и не развелись до смерти Ольги Пикассо. В 1952 году, когда ей было 60 лет, у Ольги Хохловой обнаружили рак, через три года она умерла. По некоторым данным, бывшая балерина страдала и из-за потери рассудка. 

Поль Пикассо

Сын Пабло Пикассо в образе Арлекина.
Кирилл Зыков / Агентство "Москва"
Сын Пабло Пикассо в образе Арлекина.

Судьба единственного сына Ольги Пикассо сложилась тоже печально. 

Одна из возлюбленных Пикассо Франсуаза Жило, ровесница Поля, в своих дневниках описывала, как жестоко писатель обходился с первенцем. Он прилюдно унижал его, называл дураком, который ни на что не способен. Пол не имел права заходить в дом отца, работал шофёром в его новой семье за скромное жалование. Поль страдал от алкоголизма и наркозависимости, он умер от цирроза печени. Его дочка Марина Пикассо написала книгу воспоминаний, полную детских обид на отца, но в этом она винила известного деда. Согласно книге, Поль был слишком слаб и привязан к отцу, чтобы что-то самостоятельно предпринять.