Почему Александра III прозвали "ананасом" и чему его научила гибель отца

Сегодня об этом императоре кто-то забыл, а кто-то предпочитает помнить. Почему, объясняют авторы документального фильма
Почему Александра III прозвали "ананасом" и чему его научила гибель отца
НМГ Док
Кадр из фильма.

Его отец, Александр II, до сих пор считается самым либеральным из Романовых, а его сын сразу по восшествии на престол издал документ "О незыблемости самодержавия", фактически объявив в стране чрезвычайное положение и дав карт-бланш карательным и надзорным органам. Его отца, борца за либеральные ценности и отмену сословных ограничений, убили террористы-народовольцы, юноши из семей рабочих, которые благодаря реформам своей жертвы получили замечательное образование.

"Когда боксёр уворачивается от удара противника, нанося ему встречный удар, все восхищаются его техникой, если водитель уводит машину от удара с другой машиной, то все восхищаются его замечательной реакцией. А что должен делать глава государства, если революционеры обещают убить его и семью, если он не примет их условия?" – говорит Андрей Яновский, замдиректора ГИМа по научной работе.

Если хочется порассуждать об относительности понятий "реакционного" и "либерального" в России, то, наверное, время правления Александра III – самый благодатный для этого материал с массой красноречивых примеров.

Например, циркуляр о "кухаркиных детях", который страшно ругала либеральная общественность и который перекрыл дорогу низшим сословиям к высшему образованию. На самом деле, он помог перенаправить молодых и толковых людей в профессиональные технические училища, ведь в стране набирала обороты индустриализация, а заводам и мануфактурам не хватало специалистов. К тому же указ, на самом деле, не означал полного запрета на приём талантливых бедняков в гимназии и университеты: для самых одарённых директоры делали исключения. При Александре III открываются Харьковский и Томский университеты, царь из собственного кармана финансирует институт экспериментальной медицины, в Академию наук принимают первую женщину – Софью Ковалевскую. В университетах, действительно, стало меньше свободы – за пьянку, дебош, прогулы и антигосударственную деятельность студентов стали отчислять, а в конце обучения заставляли сдавать экзамены. Плохо всё это или хорошо, – ответом на этот вопрос стал экономический рывок, который страна совершила в царствование Александра III.

Будучи наследником престола, Александр Александрович побывал на передовой Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг., увидев, как солдат, всю её страшную сторону. С тех пор он понял: мало не начинать войн, надо сделать так, чтобы никто не допускал даже мысли об атаке на Россию. "Во всём свете у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас", – сегодня эту известную цитату царя не знает только самый ленивый и без её упоминания, конечно, авторы фильма не обходятся. 

Кроме таких, очевидно-поучительных эпизодов, авторы фильма раскопали несколько малоизвестных широкой публике фактов – например, о том, как царь переодел в более удобную одежду армию или о том, что на Балтийском заводе в Петербурге, где строят атомные ледоколы, металлические детали до сих пор обрабатывает станок, поставленный ещё в его царствование. Смесь документально-игровых приёмов подачи материала типична для современной исторической документалистики, так что в этом смысле форма вполне узнаваема.

История правления Александра III во многом отзывается в сегодняшнем дне – отсюда интерес к этой фигуре у историков и документалистов.

Этот фильм о том, как российская государственность вечно колеблется между необходимостью ужесточить или ослабить, между закручиванием и раскручиванием гаек, между выжиманием сцепления и его расслаблением. В конце концов, езда по дороге истории предполагает постоянную смену скоростей и гибкость, иначе на ней можно просто навсегда остановиться.