Оказался он там неслучайно – создатель национальной русской драмы был талантливым резчиком по дереву.
– Александр Николаевич воспитывался вместе со своей сестрой Натальей и очень любил что-то мастерить, например, шить платья для кукол – может быть, отсюда его любовь к тонкой работе, – рассказывает Metro куратор выставки, заведующая сектором хранения и учёта фондов отдела рукописей РГБ Анна Родионова. – По дереву он вырезал всю жизнь, и на выставке кроме паровоза представлена ещё и деревянная рамка его работы, которую он подарил своему другу, писателю Алексею Писемскому. Сейчас она хранится в отделе рукописей библиотеки в фонде Писемского.
Резьбой будущий драматург увлёкся в костромском имении своего отца Щелыково, где организовал себе целую столярную мастерскую.
"Александр Николаевич постоянно занимался вырезными работами из дерева, которые он страстно любил и в которых был очень искусен", – вспоминал один из гостей имения, писатель Сергей Максимов. Сказанное Максимовым подтверждал и драматург Пётр Невежин: "Утром до завтрака он отправлялся во флигель и там выпиливал замысловатые узоры".
На выставку "Колумб Замоскворечья" в РГБ деревянный паровозик попал от наследников младшего брата драматурга Андрея Николаевича – юриста, библиофила, фольклориста и этнографа. Он был знатоком народного творчества Костромского края, и считается, что именно он вдохновил Островского на создание "Снегурочки". Мать будущего драматурга умерла, когда ему было 8 лет, Андрей Николаевич был его братом по отцу.
– Деревянный паровозик драматург сделал для детей Андрея Николаевича, – рассказывает Анна Родионова, – и в его семье он передавался из поколения в поколение. Игрушка перешла к сыну фольклориста Андрею Андреевичу, который был женат на поэтессе Серебряного века Наталье Грушко. Она, в свою очередь, завещала его племяннику, от потомков которого он и оказался на выставке.
Это не просто декоративная вещица: колёса у него крутятся и паровозик можно передвигать. Современники рассказывают, что из рук искусного резчика-самоучки появлялись рамки для фотографий, полочки, табакерки и даже наличники. Одна из рамок, на семь кабинетных фотографий, в виде листьев и побегов плюща, до сих пор украшает кабинет усадебного дома драматурга в Щелыково. Все свои изделия мастер охотно дарил друзьям и родственникам.
Кстати, столярный станок Александра Николаевича, который стоял в усадьбе, сейчас находится в его Доме-музее в Москве на Малой Ордынке.
– Родственники драматурга рассказывали, что незадолго до смерти он просил достать ему хорошие пилки для выпиливания по металлу, – рассказывает Анна Родионова.
И кто знает, проживи Островский больше, возможно, мир узнал бы не только гениального драматурга и резчика по дереву, но и искусного художника по металлу.