Кирпичи, казалось бы, банальный строительный материал. А вокруг него закручиваются литературные сюжеты, он давно стал мечтой коллекционеров, и архитекторы явно не планируют отказываться от столь бесценного, хоть и искусственного камня. Неудивительно, что в архитектурном мире появился и профессиональный конкурс, где кирпич оказался не только в названии, но и в самом центре внимания.
"Кирпичный конкурс" рассчитан на молодых и смелых. В этом году он прошёл во второй раз при поддержке журнала "Проект Балтия" и компании "Архитайл". На конкурсе были представлены следующие номинации: проект городского дома, загородного дома, общественного пространства и интерьера. Всё это, конечно, с использованием кирпича.
Главная конкурсная награда – Гран-при – досталась архитекторам из Санкт-Петербурга. Молодые архитекторы Елизавета Дворщенко и Борис Гусев в рамках проекта "Лимб" предложили пересмотреть культуру прощания и организовать в центре города крематорий.
– Проект родился под впечатлением от пандемии, личного опыта переживания потери близких и знакомства с процессом и процедурами прощания, которые действуют в нашей стране, – поделился с Metro Борис Гусев. – Поэтому пожелание сделать крематорий – это попытка попробовать как-то по-другому взглянуть на этот ритуал, сделать его более значимым для тех людей, которые прощаются с умершими. Это важная часть жизни.
Общая форма, предложенная авторами для крематория, предполагает длинный коридор, собранный из кирпичей. Сквозь оставленные промежутки пробивается свет. Административные помещения уведены по сторонам общей конструкции и не перегораживают путь человеку, пришедшему на церемонию прощания. В конце пути, по задумке архитекторов, человек должен получить кирпич с частичкой праха умершего и продолжить им стену.
– Нам хотелось переосмыслить такой тип архитектуры, типологию, – подчеркнула в разговоре с Metro Елизавета Дворщенко. – Стандартно в крематориях посетители входят и выходят через одну дверь. Как нам кажется, человек, пройдя церемонию прощания, меняется. Поэтому мы захотели сделать конструкцию в виде линейной структуры, показать пребывание в крематории как путь, который человек проходит в этот момент. Местом действия мы выбрали парк "Тучков буян" в центре Петербурга, который пока пустует.
Авторы проекта полагают, что возникающие сомнения об уместности размещения зданий подобного назначения в сердце мегаполиса могут исчезнуть при правильном архитектурном решении.
– Если это не входит в диссонанс с исторической застройкой, то такая история может быть, – объясняет Елизавета.