В истории отечественного спорта было много трагедий, которые замалчивались

Советская пресса была полностью подконтрольна правящей власти, и даже страшные и кровавые события удавалось спрятать от граждан
В истории отечественного спорта было много трагедий, которые замалчивались
Евгений Биятов / РИА Новости
Памятник футбольным болельщикам, погибшим 20 октября 1982 года во время матча между ФК "Спартак" Москва (СССР) и ФК "Хаарлем" (Нидерланды), установленный на БСА "Лужники" в Москве.

В 1982 году на стадионе «Лужники» произошла давка, которая стала одной из самых страшных трагедий в истории отечественного спорта. Советские СМИ замалчивали эту тему и долго скрывали подробности происшествия и даже число погибших. К годовщине катастрофы Metro решило вспомнить трагические события на стадионах, о которых было не принято говорить в Советском Союзе.

4 апреля 1954 года в Тбилиси состоялся матч между местным «Динамо» и московским «Спартаком». Игра открывала футбольный сезон, ажиотаж был небывалый, ведь по итогам прошлого чемпионата "красно-белые" обошли "бело-голубых" всего на два очка, вырвав победу в первенстве СССР. Билеты на матч были раскуплены молниеносно, однако желающих посмотреть его было в разы больше.

Ещё днём к стадиону стали стекаться люди, арена оказалась буквально окружена толпой. За полчаса до начала матча те, кому не удалось приобрести билеты, решили во что бы то ни стало попасть на игру. Несколько тысяч человек ринулись через металлические ограждения, которые под напором тел гнулись, словно пластмассовые. Дежурившая на стадионе милиция и контролёры попытались перекрыть входы, но давку было уже не остановить.

Точное числа жертв до сих пор неизвестно, поскольку никаких официальных данных не публиковалось. Предполагается, что тогда в давке погибли порядка 20 человек. Зрители на стадионе даже не знали о происходящем. Пока шёл матч, кровь с асфальта смыли, трупы увезли, а на следующий день ни в одной из газет не было даже упоминания о трагедии. Было ли в дальнейшем судебное разбирательство и привлечение виновных к ответственности – остаётся загадкой.

10 марта 1975 года в московском дворце спорта «Сокольники» состоялся матч между канадской юношеской командой «Бэрри Кап» и юниорским составом сборной СССР. Это была третья игра канадцев, которые приехали в Советский Союз «на гастроли», сыграв перед этим два матча (один со сборной, другой – со «Спартаком»). Спонсором «Бэрри Кап» была компания Wrigley, которая до сих пор является одним из лидеров рынка жевательной резинки. По контракту игроки должны были раздавать жвачку советским детям и фотографироваться с ними. По факту жвачку просто бросали в толпу и снимали, как советские школьники пытаются ухватить запретный плод с загнивающего Запада.

На трибунах собралось около 4,5 тыс. человек, большая часть из которых – подростки. После матча (он закончился со счётом 3:3) дети поспешили к главному входу, возле которого стоял автобус добрых канадцев с заветной жвачкой. Однако ворота оказались закрыты. Люди с верхних ярусов трибуны не могли этого видеть, поэтому продолжали напирать. Образовался живой пресс. Вдобавок к этому пьяный электрик, перепутав рубильники, выключил свет в районе центрального входа. В страшной давке, произошедшей из-за жвачки, погиб 21 человек, 13 из них не было и 16 лет. Ещё 25 человек получили различные травмы.

Советские СМИ о трагедии не написали ни строчки, после происшествия директор Дворца спорта Александр Борисов, начальники районных отделений милиции и ППС получили по три года лишения свободы, но уже через несколько месяцев были амнистированы. Борисов даже был назначен директором БСА «Лужники». Любопытно, что в западной прессе также практически отсутствуют упоминания о трагедии. Более того, команды «Бэрри Кап» в Канаде никогда не существовало. Вероятно, это был не более чем маркетинговый ход компании Wrigley, который обернулся смертью десятков людей.

10 октября 1975 года в Минске прошла игра 28-го тура чемпионата СССР между московским и минским «Динамо». Матч был перенесён на стадион «Трактор», поскольку родная арена минчан была на реконструкции. «Трактор» вмещал вдвое меньше зрителей, а при утверждении госкомиссией его обновления за год до этого было поручено установить продольные разделительные перила на лестнице № 3 центральной трибуны, чтобы обеспечить безопасность зрителей. Это было выполнено только на бумаге.

На игру пришло больше зрителей, чем стадион мог вместить. Болельщики сидели в проходах и делили одно место на двоих. По завершении матча толпа медленно стала двигаться по узкому проходу центральной трибуны, чтобы попасть в удобный выход на улицу с лестницы № 3 прямо к остановкам общественного транспорта.

Все могло закончиться благополучно, но в этой толпе вдруг споткнулся и упал мальчик. Его отец был глухонемым, он не смог криком предупредить других. Мужчина попытался поднять сына, но сам оказался под ногами толпы. Поток запнулся, люди в разных местах падали один за другим. Когда милиции удалось оттеснить напиравшую толпу от места трагедии, то все увидели, что на ступенях стадиона лежат десятки окровавленных тел. По неофициальным данным, четыре человека погибли, порядка 30 пострадали. Газеты спустя несколько дней лишь вскользь упомянули о «несчастном случае» на стадионе.

Позже эксперты установили, что наличие разделительных перил позволило бы избежать ужасных событий. В итоге начальник отдела капитального строительства МТЗ, в ведомстве которого состоял «Трактор», получил лишь год условно.

20 октября 1982 года московский «Спартак» принимал в "Лужниках" голландский «Харлем». День выдался очень морозным (10 градусов ниже нуля), для болельщиков от снега расчистили две трибуны, на одной из которых места заняли порядка четырёх тысяч человек, а на другой – порядка 12 тысяч. Болельщики мёрзли, и многие стали уходить на последних минутах матча.

Чтобы поскорее попасть в тепло, люди спускались к выходу, который был ближе к метро, хотя все ворота арены были открыты. По показаниям очевидцев, на последних ступеньках лестницы упала девушка. Её попытались поднять, но также были сбиты и затоптаны толпой. В итоге начала расти гора упавших тел. Давление от такого затора только нарастало, боковые ограждения не выдержали, и люди стали падать с лестницы на бетонный пол.

Когда давка сошла на нет, тела погибших оттащили к памятнику Ленину у стадиона, уже оттуда их забирали в морг. В результате трагедии, по официальным данным, погибли 66 человек, по неофициальным – 340. Руководство стадиона и ответственных лиц приговорили к тюремным срокам до трёх лет, однако все они были амнистированы. Газеты вскользь упомянули о «несчастном случае с пострадавшими». Первые публикации о давке в "Лужниках" появились почти через семь лет уже в эпоху гласности.

20 ноября того же года подобное произошло на стадионе имени Ленина в Хабаровске после матча по хоккею с мячом между хабаровским СКА и красногорским «Зорким». После финального свистка болельщики стали спускаться с восточной трибуны по крутой и узкой заснеженной лестнице к выходу. Один из зрителей поскользнулся, сбил рядом идущих, толпа продолжала следовать уже по упавшим телам.

В результате инцидента погибли 18 человек, более сотни пострадали, хотя очевидцы уверяют, что погибших было намного больше. Советские газеты вновь промолчали.

Крупнейшие трагедии на спортивных аренах в мире

24 мая 1964 года на матче между сборными Перу и Аргентины полиция попыталась утихомирить разбушевавшихся болельщиков слезоточивым газом и дубинками. В настоящей бойне и давке погибли 318 человек, порядка 500 получили травмы.

9 мая 2001 года во время одного из матчей регулярного чемпионата Ганы произошла давка на выходе со стадиона. В происшествии погибло 123 зрителя.

15 апреля 1989 года в полуфинале Кубка Англии в самом начале матча между «Ноттингем Форест» и «Ливерпулем» полиция запустила в один из огороженных секторов трибуны больше болельщиков, чем он мог вместить. В образовавшейся давке погибли 96 человек.