Под аплодисменты и крики "ура" собравшиеся в новом офисном квартале в Бумажном проезде начали стягивать с какого-то огромного объекта чёрную ткань, и оказалось, что под ней на ступеньках у края площади сидит белый ангел.
– Выглядит круто, – оценил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов длинноногого гиганта.
В ладони у пятиметрового ангела переливался золотом таинственный кристалл.
– Кристалл – это некая символическая драгоценность, которую ангел передаёт прохожим и своим зрителям, – пояснила Сабина Чагина, куратор, арт-директор, сооснователь биеннале уличного искусства "Артмоссфера". – Это образ творческой энергии, которую художник вложил в свою скульптуру. А может быть, ангел – один из обитателей бизнес-центра: он присел отдохнуть и передаёт нам свою созидательную энергию.
Белый цвет ангела, как чистый лист, позволяет мысленно написать на нём любое толкование: всё зависит от полёта фантазии того, кто его видит. Светлые округлые формы скульптуры особенно выигрышно смотрятся на фоне тёмных остроугольных деталей окруживших его зданий. Этот контраст был частью замысла тех, кто воплощал идею московского художника и дизайнера Евгения Желвакова в жизнь: кураторов, заказчика-девелопера и промышленных мастерских. Когда узнаёшь, что делали ангела, кроме тульских оружейников, ещё и на вертолётном заводе под Истрой, становится понятно, что его плавные, без единого угла, формы напоминают обтекаемые бока авиатранспорта.
– У меня ощущение, что мы спускаем воздухоплавательный корабль, которому надо пожелать счастливого пути, потому что когда искусство попадает в публичное пространство, оно начинает жить своей жизнью, и в данном случае начинает принадлежать резидентам квартала и жителям нашего города, – сообщил собравшимся по видеосвязи Евгений Желваков.
Финальные монтажные работы по установке скульптуры, включая полировку, завершали накануне ночью перед её открытием. Всего на создание каркаса и покрывающих его "доспехов" пятиметрового гиганта ушло два месяца проектирования, полгода производственных работ и 15 млн руб., вес сделанного из металла ангела составил более 700 кг.
Скульптура появилась в результате конкурса STONE Art "Философия новых форм", который столичный застройщик провёл в прошлом году при поддержке Москомархитектуры. Конкурс возник как реакция на созревший в городе запрос на качественное уличное искусство, или паблик-арт.
– Это новый этап в развитии столичной архитектуры: мы создаём объекты для эмоций, а от обсуждения фасадов и благоустройства мы пришли к дискуссиям об арт-объектах, которые, в принципе, не нужны для функционирования зданий, но при этом крайне важны, поскольку создают атмосферу, – оценил ситуацию сразу после открытия "Ангела" архитектор Николай Ляшенко.
Из 170 работ, поданных на конкурс из 28 городов России и стран СНГ, сначала голосованием отобрали 20, потом 3 работы, из которых финальное предпочтение жюри отдало "Ангелу". Все три финалиста были совсем молодыми авторами, без портфолио. Да и сами организаторы конкурса тоже не имели опыта реализации масштабных арт-объектов. "Мы до конца не верили, что это сделаем", – признаётся Сабина Чагина.
Однако в результате – и это исключительный случай в ситуации с искусством "на заказ" – замысел художника не претерпел в процессе воплощения никаких изменений.
Так у Москвы появился свой ангел: это не только первый арт-объект 2025 года, но и первый за всю городскую историю объект столичного паблик-арта, который установлен на постоянной основе.
– До этого были попытки разместить что-то подобное, но скульптуры либо получались временными, либо из каких-то недолговечных материалов – всегда было ощущение, что они выполняют роль декораций, – рассказала Сабина Чагина. – Этот символ отражает наше время: с одной стороны, он архаичный, соединяет в себе что-то старое, трогательное и классическое, а с другой – высокотехнологичное и современное.
Как самолёт или вертолёт, ангел не боится непогоды, но на всякий случай для ухода за ним составлена инструкция. Изначально задуманный как чистый лист, или tabula rasa, он готов к лёгким преображениям: перед новым годом на него можно надеть шапку Деда Мороза, а на 8 марта снабдить букетом цветов, шутят авторы проекта. Но пока и без этого в первый же день появления ангела на улице к нему стекаются толпы народа – делать селфи и просить выполнить желание.