Пиццикато на йоухикко. Корреспондент Metro учился играть на "конском волосе"

Что такое йоухикко? Ответ на этот вопрос получили москвичи, посетившие лекцию-концерт в "Благосфере". В ряды любопытных зрителей затесался корреспондент Metro
Пиццикато на йоухикко. Корреспондент Metro учился играть на "конском волосе"
Артём Васев
Ольга, Егор и Александр играют на йоухикко с улыбкой.

Афиша с ярким названием "Йоухикко: карело-финская лира" привлекла не только меня, но и ещё около сотни зрителей, пришедших в "Благосферу" мартовским вечером. Мы расположились на ступеньках перед "сценой" в лестничном пролёте и стали ждать музыкантов. 

Мастера игры на необычном инструменте – Александр Добрынин, Ольга Плеханова и Егор Масальцев – взяли в руки смычки необычной формы, напоминающие арбалеты, и начали играть на йоухикко как на скрипке, водя смычком по струнам. Поначалу высокие "царапающие" звуки казались странной какофонией, но к концу наигрыша "скрипачи" так разошлись, что вместо раздражения мелодия стала вызывать удивление и восторг. Такого за 32 года я ещё точно не слышал!

Сразу захотелось узнать об этом загадочном "йоухикко" побольше, и Александр, взяв в руки микрофон, удовлетворил моё желание. Он рассказал, что слово произошло от "йоухи" – "конский волос" на финском. Именно из конского волоса сделана струна смычка.

Концерт продолжился, а между наигрышами Александр продолжал сыпать фактами об инструменте:

"У йоухикко необычная форма. Инструмент похож... не на женщину! Это же север. На рыбу". "Раньше йоухикко считали бесовским  инструментом. Церковь не поощряла игру на нём", "В Петрозаводске игру на йоухикко преподают в консерватории"...

Полуторачасовой концерт закончился, а я загорелся желанием научиться играть на этой "рыбине", издающей странные, но прекрасные звуки. Но неужели ради этого придётся ехать в Петрозаводск? Подхожу после концерта к Александру с просьбой помочь освоить инструмент, и он, видимо, не успев опомниться, улыбнулся: "Садись!"

Дёргаю за струны руками, но моё "пиццикато" ни к чему не привело – йоухикко издало глухой противный звук. Что ж, беру в руки "арбалет".

– Смычок надо натянуть средним и безымянным пальцем, – объясняет Александр. – Он должен идти параллельно струнам. Пальцами другой руки надо нажимать на струны сверху. Только не подушечками, а другой стороной. Вот, получается...

Получались у меня только зловещие звуки, слыша которые я понимал, почему этот инструмент кто-то раньше считал бесовским.

– У меня, наверное, никогда не получится так красиво играть на инструменте, как вы? – отчаялся я.

– Ольга взяла в руки йоухикко год назад и уже даёт концерт, – подбодрил меня Александр. – Правда, она до этого играла на скрипке. И у вас всё получится... Года за два. Надо только взять несколько уроков. У меня.