Пионеры камчатского сноубординга: они покоряют волны и горы там, где не летают вертолёты

Фильм "Камчатка: Необыкновенные истории на краю земли" выйдет в прокат в декабре. Репортёр Metro побывала на предпоказе и пообщалась с героями
Пионеры камчатского сноубординга: они покоряют волны и горы там, где не летают вертолёты
Кадры из фильма (реж. Михаил Мороз, Станислав Крайник)
Жемчужина Курил – остров Янкича.

Ещё утром я рассекала на сноуборде по заснеженным подмосковным склонам, а уже вечером мне предстояло полюбоваться на склоны камчатские. Правда, не по-настоящему, а пока только на большом экране. В кинотеатре выяснилось, что с корабля на бал явилась не только я, но и другие зрители. Несколько парней вошли в зал со сноубордами под мышкой, аккуратно "припарковав" их у стеночки. Свет погас – и мы перенеслись в один из самых неизведанных и прекрасных уголков нашей страны.

Фильм состоит из трёх частей, объединённых одной идеей.

Благодаря первооткрывателям сноубординга на Камчатке о местных спортс-менах заговорил весь мир.
Кадр из фильма
Благодаря первооткрывателям сноубординга на Камчатке о местных спортс-менах заговорил весь мир.

Курилы. На южных берегах

Легендарный российский вейкбордист Никита Мартьянов хочет стать первым человеком, рискнувшим прокатиться в месте, где вейкбординг в принципе невозможен. Для этого съёмочная группа отправляется на остров Янкича. По пути участники экспедиции распутывают морскую капусту, намотавшуюся на винт лодки, а также встречают двух "героических мужиков" – смотрителей маяка, в обязанности которых входит "вкл./выкл. лампочку". Фильм сделан в духе National Geographic: бескрайний океан, россыпь ярко-зелёных островов, похожие на заточенные карандаши скалы, стаи потревоженных человеком птиц. Катер и мчащийся за ним спортсмен на доске выглядят здесь чем-то чужеродным, но от этого только сильнее ощущается выход за рамки возможного. 

– Отправляясь в экспедицию, никогда не знаешь, что ждёт тебя впереди, – рассказывает Metro Никита Мартьянов. – Когда ты снимаешь проект в таком отдалённом месте – это в принципе очень опасно. До любой точки, где есть хоть какая-то цивилизация, 5–6 дней пути. Вертолёт туда не летает, и в случае, если что-то случится, никто тебя не спасёт. Но нам хотелось показать истинную красоту островов через призму вейкбординга.

Волна 41

Родоначальник камчатского сёрф-движения Антон Морозов.
Кадр из фильма
Родоначальник камчатского сёрф-движения Антон Морозов.

Жанр второй истории я бы определила как "экстремальный артхаус", если такой вообще существует. В центре сюжета – родоначальник камчатского сёрф-движения Антон Морозов, который отправляется покорять ранее невиданные волны. 

– Я кино ещё не видел. Для меня это очень личная история, – признался Metro Антон. – Я начал заниматься сёрфингом с 2004 года, когда никому и в голову не приходило сёрфить на побережье полуострова. Я, как и все, катался на сноуборде, но меня всегда тянуло в море. Как-то раз я взял старую доску, зашёл в воду, но даже не смог на неё встать. Тогда не было ни тренеров, ни сёрф-школ, вообще никакой информации. Но со временем стало получаться. Сейчас сёрфинг в России становится массовым явлением, в первую очередь благодаря фильмам. Очень круто, что вся наша съёмочная группа – дальневосточные ребята. Мы буквально были на одной волне, охваченные идеей и процессом, это очень клёвые ощущения. Я думаю, этот фильм многим зайдёт в сердца. 

История сноубординга

Это фильм об энтузиастах, усилиями которых сноубординг на Камчатке стал культовым и объединил тысячи молодых людей, выросших среди вулканов. 

– Фильм снимался более 25 лет. В нём даже есть архивные кадры 93–94-го годов, когда эпоха сноубординга только зарождалась, – рассказал Metro легенда отечественного фрирайда, хели-ски-гид Максим Балаховский. – Что касается Курильского региона, то это была очень дерзкая авантюра. Нам повезло собрать правильный коллектив, в котором каждый старался серьёзно подходить к вопросам безопасности. Хотя, казалось бы, какая может быть безопасность, когда ты снимаешь кино про экстремальные виды спорта в таком удалённом регионе. Но такой микс опасности и окружающей красоты забыть невозможно.