В этом месяце в свет вышла довольно эксцентричная совместная коллекция бренда Jean Paul Gaultier и нашей соотечественницы из Владивостока – стилистки Лотты Волковой. В ней обыграны культовые архивные образы французского дизайнера, в том числе конусообразное бра и платье trompe l'oeil.
Фраза trompe l'oeil в переводе с французского означает "оптическая иллюзия" – именно так называется набирающий популярность тренд на одежду с 3D-иллюзией. Родоначальником её является французский дизайнер Эльза Скиапарелли, которая ещё в 1930-х годах делала одежду-обманки с изображением бантов, воротников, галстуков, карманов и других элементов, которых на самом деле на одежде не было.
В 1993 году Жан-Поль Готье использовал эту технику и возвёл в абсолют идею голого наряда. Его вариация представляла собой полупрозрачное облегающее платье бежевого оттенка в кристаллах (оно, к слову, напомнило о легендарном платье Мэрилин Монро, которое для неё создал известный художник по костюмам и звёздный дизайнер Жан-Луи Берто), дополненное контрастной вышивкой в "стратегических" местах. Таким образом полностью одетая модель выглядела абсолютно голой. Так дизайнер стал популяризатором этой стилистической техники. Позже Готье то и дело возвращался к ней и также выпускал коллекции одежды для мужчин и женщин, где использовалось изображение голого торса греческой статуи, дополненное поп-ап-элементами.
В 2017 году идею подхватил провокационный дизайнер и креативный директор бренда Moschino Джереми Скотт. В весенне-летнюю коллекцию модельер добавил платья с принтом женской фигуры в нижнем белье. Более целомудрено, нежели у Готье, но тенденция налицо!
В начале 2020-х прогресс и доступ к технологиям печати позволили дизайнерам во всём мире наносить на ткани принты в самом высоком качестве и создавать оптические иллюзии, практически неотличимые от реальности. Сразу несколько модных брендов использовали изображение нагого тела на своей одежде, в том числе и креативный директор Balmain Оливье Рустен.
Джонатан Андерсон, креативный директор испанского дома Loewe, и вовсе подошёл к тенденции с иронией. Его осенне-зимняя мужская коллекция посвящена метавселенной, а женская – сюрреализму. Так в обоих линиях появились вещи с изображением тела.
"С одной стороны – это увлечение сюрреализмом, которое сегодня в тренде. И модными корнями оно относится к 1930-м годам XX века и творчеству Эльзы Скиапарелли, которая, помимо прочего, активно работала тогда с известным представителем этого направления Сальвадором Дали. C другой – акцент на груди. В 1936 году Эльза выпустила духи Shocking, флакон которых повторял силуэт женской фигуры. Этот приём спустя десятилетия позаимствовал сам Готье, выпустив коллекцию ароматов в аналогичном флаконе, который также вдохновил его на создание конусообразного бра. Третий момент – это мода на 2000-е. Неприличные отчасти вещи, имитирующие наготу. В пример можно привести самый ужасный китч – кухонный передник с изображением голого тела. И никто бы не подумал, что этот приём придумал Жан-Поль Готье", – рассказал Metro историк моды Григорий Катаев.