У Славы две дочки. Первую – Сашу, которой сейчас уже 23 года, певица родила в 19 лет, вторую – Антонину (10 лет) – в 31 год. Мы решили узнать у исполнительницы, как менялся её подход к материнству, что она считает главным в общении с детьми и почему не требует, чтобы они были отличниками.
У вас достаточно большой период между рождением дочек. Как за это время менялись ваши подходы к воспитанию?
Конечно, жизнь кардинально изменилась после рождения дочек. Вообще, с появлением детей жизнь всегда делится на до и после. До рождения детей ты несёшь ответственность только за себя, заботишься только о себе. Когда появляется ребёнок, начинаешь внимательней относиться к каждому своему решению, потому что оно может повлиять ещё и на него.
Когда Саша училась в школе, моя карьера была в самом разгаре и у меня не было возможности сидеть с ней каждый вечер и делать уроки. Зачастую ей приходилось заниматься школьными делами самостоятельно или с помощью бабушки. А вот когда родилась Антонина, я была уже старше и осознанней. Перестала постоянно посещать мероприятия, которые присутствуют в вечном круговороте артиста, стала больше времени уделять дому и семье, конечно. А во время пандемии мы с Тоней вообще вышли на какой-то совершенно новый уровень общения, каждый день делали уроки вместе. Я так погрузилась в образовательную программу, что казалось, будто снова вернулась в школу (смеётся). Тоня менее усидчива, чем Саша. Всегда активно двигается и не может долго концентрироваться на одном предмете, приходится вовлекать в процесс всеми возможными способами.
Что касается воспитания, то к детям у меня нет никаких нареканий. Им позволено делать всё, что они хотят, но, конечно, в рамках разумного! Певица Слава
В современном мире родители стараются воспитывать детей, учитывая знание детской психологии, вы изучали какие-то книги? Какие мысли и советы кажутся вам наиболее применимыми и полезными?
Когда росла Саша, книги по психологии не были популярны. Это даже какой-то странностью считалось. Хотя у меня была пара знакомых, которые воспитывали детей по какой-то там японской, кажется, методике, где ребёнку всё разрешается и ничего не запрещается. Мне и тогда, и сейчас кажется это не совсем правильным. Я считаю, ребёнок должен понимать, что есть вещи, которые допустимы, а есть те, что делать ни в коем случае нельзя. В нашей семье девочки знают, что расстроит маму, а что нет. Например, я с детства учу девочек никогда не опаздывать. Они знают, что это дурной тон. Поэтому Антонина приезжает в школу за полчаса до начала уроков. Мне кажется это правильным.
А что вы точно никогда не стали бы делать?
Я бы никогда не заставляла своих детей быть отличниками. Будь то в школе или в университете. Я считаю, что оценки не показатель ума. Да и девочки понимают, что хорошо учиться нужно не для того, чтобы радовать маму, а чтобы самим быть разносторонними личностями. А я их с любыми отметками в дневнике люблю!
Что вы считаете главным в общении с дочками? Почему часто отношения детей и родителей, самых близких людей, не складываются?
Мне кажется, главное в отношениях с детьми – общение на равных. Здесь не работает принцип "я старше, значит умней". Таким методом хороших отношений не построить. У нас с дочками нет проблем во взаимопонимании именно потому, что я всегда общалась и общаюсь с ними как со взрослыми личностями. Если у нас возникают какие-то недомолвки и ссоры, мы просто проговариваем все аспекты и приходим к общему мнению, которое устраивает каждого. Дети – это открытая книга, и если с детства объяснить им, что мама всегда на их стороне и готова не замалчивать обиды, а всё обсуждать, то они будут доверять и идти навстречу.
Когда кризисы взаимопонимания стояли особо остро? И как вы из них выходили?
Подростковый период – самый сложный. Гормоны, юношеский максимализм и прочие "прелести" взросления неизбежны. Когда Саше было 14–16 лет, мы часто не понимали друг друга, было много слёз, обид и ссор, но мы всегда приходили к примирению с помощью проверенного годами способа – разговоров и компромиссов. Я понимаю, что и с Тоней этот этап неизбежен, но я уже морально готова к этому.
Какие семейные традиции у вас есть?
Как таковых семейных традиций в нашей семье нет, потому что в праздники не всегда получается быть дома, с семьёй. Хоть и очень хочется. Но когда есть возможность побыть вместе, мы собираемся в семейном кругу, играем в настольные игры и жарим шашлыки у нас дома. А если в гастрольном графике получается выкроить недельку на отдых, то вместе с девочками улетаем куда-нибудь жариться на солнышке! Чаще всего это Мальдивы. Там мы обычно набираем нескончаемое количество еды в номер, смотрим фильмы и сериалы. Ну и, конечно, секретничаем. Дни ленивцев, одним словом.
Помните самые сложные вопросы, которые дочери вам задавали, и как вы сумели на них ответить?
Помню, как Саша, будучи малышкой, постоянно спрашивала, почему на улице ко мне все подходят и просят автограф или фотографируются. Я старалась ей объяснить, что это люди, которым нравится моё творчество и им хочется запечатлеть на память нашу встречу, но она всё равно каждый раз спрашивала и не могла понять (смеётся). А если вспомнить из недавнего, то сразу приходит в голову история с Тоней, которая, честно говоря, застала меня врасплох. Она пришла из школы и говорит: "Мам, а что такое феминизм?" Я в осадок выпала. Объяснила как смогла, но через пару дней Тоня уже сама мне лекцию на этот счёт читала. Современное поколение и без родителей ответы на все вопросы находит в Интернете.
Чему мама, по вашему мнению, прежде всего должна научить своих дочек? И как вы с этим справляетесь?
Мне кажется, главная задача родителей – любить своё чадо и всегда быть на его стороне. При любых условиях. Если моим детям нужна помощь – я первая приду и помогу. Если нужен совет и девочки меня о нём попросят – всегда подскажу. У меня уже есть какой-никакой жизненный опыт (смеётся). Я считаю, что на ошибках учатся. Причём на своих. Поэтому всегда говорю дочкам: "Не бойтесь ошибаться". А я рядом!