Название
– В древнерусских летописях можно прочитать про Мясопустную неделю. С греческого языка слово "Мясопуст" – это время прощания с мясом, в латинском языке это "карнавал" (carne vale, "прощай, мясо"). После Мясопустной недели наступала Сыропустная неделя – прощание с сыром, то, что мы и называем Масленицей. В русских текстах она называется "Маслопуст", или Масленая неделя.
Катание с горы
Этот обычай был распространён в русских деревнях – обыгрывалась тема пути как лёгкой, гладкой дороги. На гравюрах и рисунках 18–19-го веков можно увидеть празднования Масленицы в Петербурге и в Москве, все художники изображают катальные горки, поставленные друг напротив друга.
– Катание с горы также символизировало бесполезное времяпрепровождение, на Масленицу нельзя было работать. А деревянная горка – символ безделья, в последний день празднований её разрушали.
Столб с петухом
В 20-м веке горки уходят на периферию: появляется больше изображений катания на тройках, различные балаганы, ярмарки.
– В советский период Масленица была запрещена, её высмеивали в журнале "Безбожник". В 1958 году её попытались возродить, но в качестве нового праздника под названием "Русская зима". Она тоже праздновалась неделю – с тройками и катанием с горок.
Со временем катание с горок превратилось в игру "Взятие снежного городка". На возвышении устанавливали ледяной столб, и штурмующие должны были на него взобраться. А на верхушке столба устанавливали фигурку петуха. Холм, столб и петух, согласно христианской символике, означают новый день, воскресение.
– В Новгороде под стенами кремля эта традиция сохранилась до наших дней. Всё это можно увидеть в сценах гуляний на Масленицу в фильме "Сибирский цирюльник", – добавил Даниил. – Я провёл анализ 120 народных песен, почти во всех встречается мотив горы как место действия. Масленицу устраивали на горе – чтобы, когда сжигали чучело, пламя было видно из соседних деревень.
Чучело
– Это персонификация Масленицы. На рисунках начала 20-го века можно увидеть изображение чучела с лицом. Но уже в советский период его делали из сена как безликую куклу. Все исследователи указывают на ветхость, скабрезность этого чучела – сальная, рваная одежда, какой-то мусор, оставшийся в избе. Солому для его изготовления собирали из разных домов, чтобы причастны были все жители. Ветхость и сено символизируют мимолётность человеческой жизни, – сказал Даниил Крапчунов.
Но не во всех областях для этого обряда использовали чучело. По словам Крапчунова, в Новгородской области вместо чучела был пучок соломы на шесте. В некоторых других областях – куча мусора, сложенная на горе, которую сжигали в последний, Прощёный день Масленичной недели.
Блины
В 16–17-м веках на Масленицу пекли хворост и орешки – обжаренные в масле кусочки теста. Печь блины на Масленицу стали в 18-м веке, причём это были гречневые блины – "русскими блинами" называли именно тёмные, из гречневой муки, они не жарились, а запекались в печи.
– С 19-го века почти все историки и специалисты по народной культуре сошлись во мнении, что блин – это напоминание о Солнце как символе возрождения и хорошем урожае, – уточнил Даниил Крапчунов. – Но не следует забывать, что традиционно Масленица – это праздник молодой семьи. Всех молодожёнов встречали и угощали блинами. Было принято ходить в гости к тестю и тёще – это называлось “гостеванием”. В последний день деревенские жители просили прощения и прощали друг друга.