О чём сериал
В блокадном Ленинграде 1941 года преступная группировка грабит машины с продовольствием и мошенничает с продуктовыми карточками. Поимку банды поручают сотруднику уголовного розыска Тихону Львову (Игорь Петренко), который хорошо знаком со всеми городскими довоенными бандитами. Но на этот раз охота идёт неудачно: попытки выйти на главарей группировки успеха не приносят.
Неожиданно в городе появляется лейтенант контрразведки Свидерский (Александр Устюгов), который ищет фашистскую диверсионную ячейку. В городе действительно появляется диверсант в советской военной форме – матёрый уголовник Кириллов (Павел Трубинер), откомандированный прямо из командного пункта Абвера на поддержку банды "ЗИГ ЗАГ", название которой расшифровывается как "Защита Интересов Германии Знамя Адольфа Гитлера". Свидерский ведёт себя странно, и Львов чувствует, что доверять ему тоже не стоит...
Впечатления
Заранее можно предсказать зрительское недовольство, что блокадный Ленинград в сериале – недостаточно блокадный. И снег в нём чистит неизвестно откуда взявшийся дворник, и в больницах простыни подозрительно светлые, и женщины ходят по улице с красной помадой и в каракулевых шубах, а дома спят под одеялом в тонкой сорочке, а не ходят круглосуточно во всём, что у них есть, не снимая – этот ряд можно продолжить. Город снят с любовью, и его жёлтые стены, белоснежный снег и временами почти голубое небо, действительно, отдаляют от того мрака, которым на самом деле была блокада. Но с первых же кадров, к которым можно придраться, это желание пропадает: слишком хорошо выстроена интрига, точно подобран ритм, в котором идёт действие, не позволяющее заскучать и хоть раз задаться вопросом: к чему были этот жест или пауза?
Радует и актёрский состав: Игорь Петренко, даже в сотый раз играющий положительного героя, кажется, с годами становится только лучше, а Павел Трубинер и Екатерина Вилкова удивили своими не совсем привычными для них амплуа законченных мерзавцев. Пунктиром прописаны аллюзии на "Место встречи изменить нельзя", которые тоже скорее греют, чем раздражают: лёгкий южнорусский акцент напарника Львова Стефанко (Денис Константинов), кадры нападений на грузовик ЯГ-6 и сам образ Кириллова в фальшивой советской форме, по типажу очень схожий с Фоксом-Белявским. В каком-то смысле эти рифмы были неизбежны: ленинградская банда "ЗИГ ЗАГ" – своеобразная параллель к московской "Чёрной кошке", пусть они и разнесены на несколько реальных лет во времени.
После просмотра двух серий интересно, что же будет дальше – а это, как всем известно, главный критерий удачного или неудачного киноповествования. Поэтому временами смелый отход от исторической правды в деталях этой истории легко прощаешь: в конце концов, задавшись целью показать правдиво ужасы блокады, на этом уже можно и остановиться – при добросовестном подходе к делу здесь любая детективная и тем более любовная линия будут избыточными.