Пётр Боборыкин считал, что его пьеса утеряна навсегда. Но через 153 года её нашли

В библиотеке Президентской академии, где её обнаружили, начали целую издательскую серию полузабытых авторов и книг. Разбираемся, почему они важны
Пётр Боборыкин считал, что его пьеса утеряна навсегда. Но через 153 года её нашли
РАНХиГС
Найденная в библиотеке РАНХиГС рукопись пьесы Петра Дмитриевича Боборыкина и её современное издание.

В издательском доме "Дело" впервые вышла пьеса Петра Боборыкина "Скорбная братия" – полузабытого, но очень популярного в прошлом автора XIX века. Изданию рукописи предшествовала довольно интересная история, которая заставляет задуматься как об эпохе, в которой жил писатель, так и о судьбах русской литературы вообще. 

Рукопись пьесы обнаружили в библиотеке РАНХиГС при Президенте РФ в 2019 году. 

– Мы начали распаковывать фонд редких книг, который был убран перед длительным ремонтом, и наткнулись на рукопись, – рассказывает Metro начальник управления научно-информационного развития и библиотечного обеспечения РАНХиГС Оксана Медведева. – По штампам и пометкам мы восстановили авторство. Интересно, что сам Боборыкин считал эту пьесу утерянной и с горечью писал об этом в своих воспоминаниях "За полвека": "Рукопись этой вещи у меня зачитал один бывший московский студент, и я не знаю, сохранилась ли черновая в моих бyмагаx, хранящихся на складе в Петербурге". 

Пётр Дмитриевич Боборыкин (1836 – 1921)
wikipedia.org
Пётр Дмитриевич Боборыкин (1836 – 1921)

С этой рукописи в РАНХиГС начали целую издательскую серию "Обратная перспектива": в фонде редких книг академии собрано более 60 тыс. фолиантов – целая сокровищница мировой интеллектуальной мысли, некоторые экземпляры которой незаслуженно забыты.

Пьеса "Скорбная братия" написана Боборыкиным в 1866 году и посвящена его коллегам-литераторам. В тексте рукописи над большинством фамилий действующих лиц карандашом надписаны имена прототипов: Николай Помяловский, Aппoлoн Григорьев, Николай Некрасов, Иван Гончаров, Николай Страхов. В пьесе, с одной стороны, показан конфликт писательских поколений: романтиков 1840-х годов и разночинцев-нигилистов 1860-х. А с другой – нарисована не теряющая сегодня актуальности тема – конфликт писателя с литературой как большой индустрией, для которой важен не автор как таковой, а его коммерческий успех. 

– Сам по себе факт нахождения такой рукописи – скорее значимое событие для филологии, чем для литературы вообще – всё-таки Боборыкин, при всём к нему уважении, не Пушкин и не Толстой, – рассказывает Metro литературовед, главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин. – Но фигура этого писателя очень важна для понимания контекста эпохи, в которой он жил.

Главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин.
Илья Питалев / РИА Новости
Главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин.

Широко утвердилось (в том числе в Сети) мнение, что Боборыкин был автором слова "интеллигенция". Однако это не так: впервые это слово в значении "социальная группа, профессионально занимающаяся умственным трудом", по свидетельству историка Сигурда Шмидта, использовал в своих дневниках поэт Василий Жуковский в 1836 году. Тем не менее, Боборыкину принадлежит слава изучения и подробного описания жизни этой самой интеллигенции на протяжении полувека, благодаря чему со временем за ним закрепилось первенство введения его в оборот.

Ещё один интересный факт, связанный с именем писателя, касается... Василия Тёркина. Все знают, что так называется известная военная поэма Александра Твардовского, однако в 1892 году Пётр Боборыкин написал роман, который так и назывался – "Василий Тёркин". Его главным героем был честный... купец. В литературных кругах это совпадение считается случайностью: Тёркина Боборыкина и Тёркина Твардовского сближает только то, что они оба положительные герои – идеальный купец и идеальный боец. Но, кто знает, если исследовать тему глубже, возможно, между Твардовским и Боборыкиным силами исследователей литературы будущего найдётся и более тесная связь.

– Это больше похоже на чистое совпадение, – уверен Сергей Чупринин. – Вполне может быть, что Твардовский знал роман Боборыкина – он всё-таки оканчивал Московский институт философии, литературы и истории, у него была хорошая филологическая подготовка. Но я не помню, чтобы Твардовский комментировал это обстоятельство где-либо.

Разворот издания "Василия Тёркина" с иллюстрациями художника Ореста Верейского.
Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, Москва, 1961 год
Разворот издания "Василия Тёркина" с иллюстрациями художника Ореста Верейского.

Как автор Пётр Боборыкин следовал реалистичному направлению в литературе, связанному с дотошным, очень тщательным описанием реальности, – его ещё называли "золаистом", по имени апологета натуралистичного стиля в литературе Эмиля Золя (с которым Боборыкин, кстати, был хорошо знаком). Поэтому написанное Петром Дмитриевичем как хроникёром  гораздо важнее для понимания прошлого, чем творчество главных светил русской литературы, создававших свои особые миры, уверен Сергей Чупринин. 

Многие из таких полузабытых, подобно Петру Боборыкину, авторов уходят из читательской памяти как потому, что их не переиздают, так и потому, что их дар в чём-то не дотягивает до массового вкуса или внимания критиков. Но есть, конечно, и элемент несправедливости.

– Все знают, что Пушкин, Лермонтов, Толстой – великие русские писатели. А, например, Лесков? Он тоже великий русский писатель, но в школьной программе его долго не было. А ведь он оказал огромное влияние на всю позднейшую литературу, – напоминает главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин.

Metro попросило Сергея Чупринина дать совет, на каких полузабытых авторов прошлого читателям ещё стоит обратить внимание:

Владимир Короленко (1853–1921): "Дети подземелья", "Слепой музыкант", "Река играет".

"Некогда он был очень популярен и знаменит, а сейчас мне трудно представить, что кто-то его читает".

Владимир Соллогуб (1813–1882): "Беда от нежного сердца", "Аптекарша", "Тарантас".

"Автор многочисленных произведений, которого очень ценили современники".  

Галина Николаева (1911–1965): "Битва в пути", "Жатва", "Гибель командарма".

"Очень популярная в 1950–1960-е годы романистка, по книгам которой снимали замечательные фильмы".

Виктор Конецкий (1929–2002): "Полосатый рейс", "Кто смотрит на облака", "Среди мифов и рифов".

"Писатель-маринист, моряк, совершал кругосветные путешествия. Писал в ставшей впоследствии модной манере автофикшен – то есть все его романы о себе".