Сложные, насыщенные, предметные и вместе с тем неохватные... Право иллюстрировать знаменитый роман на своих условиях Андрею Александровичу пришлось долго доказывать. Получив несколько отказов в Москве и Ленинграде, он нашёл поддержку в петрозаводском издательстве "Карелия", где художнику дали полную свободу в воплощении его идей.
И работа над иллюстрациями, как и полагается, когда речь идёт о великом романе Булгакова, началась не где-нибудь, а на Патриарших прудах.
– Перед работой мне всегда нужно собрать материал, изучить и потрогать всё руками, – рассказывает Андрей Александрович. – И то же самое с "Мастером и Маргаритой" и старой Москвой. Готовясь создавать иллюстрации, я прошёл весь маршрут погони от Патриарших до Москвы-реки. Я прогулялся, постоял у решётки нынешнего Литературного института, который выведен как МАССОЛИТ, зашёл в Смоленский гастроном и, естественно, в Мансуровский переулок, где был подвальчик Мастера... Я всё это увидел и потом уже мог решать, понадобится мне конкретно это изображение или нет.
Рассказывая о работе над иллюстрациями, Андрей Александрович щедро цитирует роман и говорит, что всегда строго следовал описанию и фабуле Булгакова. Изображал "действия, которые происходят именно так, а не иначе, и именно там, а не в другом месте". Вот, например, в иллюстрации к первой встрече главных героев...
– У Булгакова абсолютно точно сказано, что народу было много, но они узнали друг друга, и я изобразил всю эту сутолоку Москвы того времени: милиционеров, фотографов, детали архитектуры, автомобили... Всё это соответствует 20-м годам, – говорит художник. – У меня везде всё достаточно конкретно. Вот табло "Берегись трамвая" существует на одной из фотографий Родченко, даже здесь я ничего не придумал. И трамваи именно такие ходили в Москве, и именно так повязывали в то время красную косынку...
Даже при создании иллюстраций к евангельским сюжетам художник подчёркивает, что иллюстрировал именно текст Булгакова. И вспоминает, как показывал работы некоторым священнослужителям – "и получил за это". Они напрочь не приняли "сделанного".
Надо сказать, роман, иллюстрированный работами Харшака, вышел в 1991 году крохотным, по советским меркам, тиражом 10 тыс. экземпляров. Его тяжело отыскать даже у букинистов. Но пока рассказы Харшака о том, как Берлиоз подбежал к турникету и как среди тысячи людей на Тверской Маргарита увидела Мастера, поселились в квартире № 50...