Знаменитого иранского режиссёра и двукратного обладателя"Оскара" Асгара Фархади обвинила в плагиате его бывшая студентка. Девушка утверждает, что мэтр использовал сценарий её фильма для собственной картины "Герой", которая недавно шла в российском прокате. И кажется, иранский суд пока на её стороне. Metro решило рассказать о самых интересных случаях плагиата – не наглого воровства, а заимствований, когда авторам удавалось создать свои выдающиеся произведения.
Жан-Батист Мольер. "Плутни Скапена" (1671 год)
В книге французского автора Гримарэ "Жизнь Мольера" рассказывалось, что великого французского комедиографа однажды обвинили в плагиате, на что Мольер невозмутимо ответил: "Я беру своё добро там, где его нахожу". Слова можно трактовать двояко: "Я заимствую там, где пожелаю" – или же: "Я возвращаю своё себе". Дело в том, что в пьесе Мольера "Плутни Скапена" прозвучала фраза из более ранней комедии Сирано де Бержерака, ставшая крылатой: "Какой чёрт занёс меня на эту галеру!"
Впрочем, Гримарэ утверждает, что Мольер, друживший с Де Бержераком, первым произнёс эту фразу в его присутствии. Правды никто не узнает, но другой французский драматург, Эдмон Ростан, в своей знаменитой пьесе "Сирано де Бержерак" приписал Мольеру кражу уже не фразы, а целой сцены. Это точно не соответствует действительности.
Кстати, Борис Гребенщиков, в свою очередь, слегка перефразировал слова Мольера в песне "Капитан Африка": "Я возьму своё там, где я увижу своё".
Эдмунд Блэр Лейтон. "Пока смерть не разлучит нас" (1878 год)
Василий Владимирович Пукирев так и остался в истории художником одной картины. Зато какой! "Неравный брак" с невестой-ребёнком, которую продают замуж за богатого старика, произвёл в обществе эффект социального выступления. Впервые в русской живописи громко заявили о бесправном положении женщины. Некоторые пожилые мужчины, увидев картину, отказывались жениться на слишком молодых невестах.
В Европе ситуация была не лучше, и английский художник-прерафаэлит Эдмунд Блэр Лейтон, обычно писавший на романтические средневековые сюжеты, был поражён работой русского коллеги. Спустя 16 лет после Пукирева он воссоздал сюжет его картины в собственной работе, дав ей по-британски саркастическое название "Пока смерть не разлучит нас".
Альбен Грау. "Носферату, симфония ужаса" (1922 год)
Немецкий художник Альбен Грау был страстным поклонником оккультных наук, в будущем его ожидало сотрудничество с Алистером Кроули. Грау хотелось создать несколько фильмов, посвящённых тёмным и страшным вещам, и начинающий продюсер решил воспользоваться "Дракулой" Брэма Стокера, сняв собственный фильм о вампирах. Так в его сотрудничестве с режиссёром Фридрихом Мурнау появился шедевр немецкого экспрессионизма "Носферату, симфония ужаса".
Увы, фильм не оценила ни публика, ни вдова Стокера Флоренс Блакомб, которая подала на Грау в суд. Чтобы избежать огромных выплат, Грау объявил себя банкротом и навсегда удалился от кинопроизводства. Фильм по решению суда было приказано уничтожить, но несколько сохранившихся копий, по счастью, позволили не утратить его окончательно. А "Дракула" со временем перешёл в общественное пользование.
Серджио Леоне. "За пригоршню долларов" (1964 год)
Фильм Серджио Леоне открыл эпоху спагетти-вестернов, принёс ему всемирную славу, сделал Клинта Иствуда звездой и ввёл Эннио Морриконе в пантеон самых известных композиторов в кино. Все были в восторге, включая великого японского режиссёра Акиру Куросаву, который написал Леоне письмо: "Я только что посмотрел ваш фильм и могу сказать, что это очень хороший фильм. Правда, это мой фильм".
Леоне практически переснял самурайский эпик Куросавы "Телохранитель", и это было достаточно очевидно, чтобы продюсеры решили не доводить дело до суда. Куросава получил денежную компенсацию и 15% от мировых сборов. Леоне считал, что это несправедливо, потому что Куросава, по его мнению, "сам всё заимствовал из американских детективов, так что я просто вернул историю на родину".
The Beatles. "Come Together" (1969 год)
Джон Леннон написал песню для политической кампании ЛСД-гуру Тимоти Лири, когда тот баллотировался на пост губернатора Калифорнии против Рональда Рейгана под лозунгом "Come together, join the party". С песней The Beatles, которые были тогда "популярнее, чем Иисус", у Лири были бы все шансы на победу. Но его посадили в тюрьму за хранение наркотиков, и его политическая карьера на этом окончилась. А песня стала первой на альбоме Abbey Road, завоевала все сердца и… получила обвинение в плагиате.
Леннон позднее признался, что написал её "частично опираясь на одну старую вещь Чака Берри". Официальные издатели Берри предъявили обвинение, но дело закончилось полюбовно – согласием Джона записать три песни из каталога издателей. Но позднее вылез Лири, обвинивший музыканта в том, что тот украл у него название песни. Джон справедливо возражал: "И что теперь, мне её отдать ему, что ли?"
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: