Первый спагетти-вестерн, хит Beatles и многие другие шедевры были вдохновлены чужим

Плагиат плагиату рознь. Иногда заимствования помогают создать произведения не менее и даже более талантливые, чем оригиналы
Первый спагетти-вестерн, хит Beatles и многие другие шедевры были вдохновлены чужим
Constantin Film Produktion
Серджио Леоне и Клинт Иствуд на съёмках фильма "За пригоршню долларов".

Знаменитого иранского режиссёра и двукратного обладателя"Оскара" Асгара Фархади обвинила в плагиате его бывшая студентка. Девушка утверждает, что мэтр использовал сценарий её фильма для собственной картины "Герой", которая недавно шла в российском прокате. И кажется, иранский суд пока на её стороне. Metro решило рассказать о самых интересных случаях плагиата – не наглого воровства, а заимствований, когда авторам удавалось создать свои выдающиеся произведения.

Жан-Батист Мольер. "Плутни Скапена" (1671 год)

В книге французского автора Гримарэ "Жизнь Мольера" рассказывалось, что великого французского комедиографа однажды обвинили в плагиате, на что Мольер невозмутимо ответил: "Я беру своё добро там, где его нахожу". Слова можно трактовать двояко: "Я заимствую там, где пожелаю" – или же: "Я возвращаю своё себе". Дело в том, что в пьесе Мольера "Плутни Скапена" прозвучала фраза из более ранней комедии Сирано де Бержерака, ставшая крылатой: "Какой чёрт занёс меня на эту галеру!"

Впрочем, Гримарэ утверждает, что Мольер, друживший с Де Бержераком, первым произнёс эту фразу в его присутствии. Правды никто не узнает, но другой французский драматург, Эдмон Ростан, в своей знаменитой пьесе "Сирано де Бержерак" приписал Мольеру кражу уже не фразы, а целой сцены. Это точно не соответствует действительности.

Кстати, Борис Гребенщиков, в свою очередь, слегка перефразировал слова Мольера в песне "Капитан Африка": "Я возьму своё там, где я увижу своё".

Эдмунд Блэр Лейтон. "Пока смерть не разлучит нас" (1878 год)

Василий Владимирович Пукирев так и остался в истории художником одной картины. Зато какой! "Неравный брак" с невестой-ребёнком, которую продают замуж за богатого старика, произвёл в обществе эффект социального выступления. Впервые в русской живописи громко заявили о бесправном положении женщины. Некоторые пожилые мужчины, увидев картину, отказывались жениться на слишком молодых невестах. 

В Европе ситуация была не лучше, и английский художник-прерафаэлит Эдмунд Блэр Лейтон, обычно писавший на романтические средневековые сюжеты, был поражён работой русского коллеги. Спустя 16 лет после Пукирева он воссоздал сюжет его картины в собственной работе, дав ей по-британски саркастическое название "Пока смерть не разлучит нас".

Альбен Грау. "Носферату, симфония ужаса" (1922 год)

Кадр из фильма “Носферату, симфония ужаса”, режиссёр Фридрих Мурнау.
Prana Film
Кадр из фильма “Носферату, симфония ужаса”, режиссёр Фридрих Мурнау.

Немецкий художник Альбен Грау был страстным поклонником оккультных наук, в будущем его ожидало сотрудничество с Алистером Кроули. Грау хотелось создать несколько фильмов, посвящённых тёмным и страшным вещам, и начинающий продюсер решил воспользоваться "Дракулой" Брэма Стокера, сняв собственный фильм о вампирах. Так в его сотрудничестве с режиссёром Фридрихом Мурнау появился шедевр немецкого экспрессионизма "Носферату, симфония ужаса".

Увы, фильм не оценила ни публика, ни вдова Стокера Флоренс Блакомб, которая подала на Грау в суд. Чтобы избежать огромных выплат, Грау объявил себя банкротом и навсегда удалился от кинопроизводства. Фильм по решению суда было приказано уничтожить, но несколько сохранившихся копий, по счастью, позволили не утратить его окончательно. А "Дракула" со временем перешёл в общественное пользование.

Серджио Леоне. "За пригоршню долларов" (1964 год)

Фильм Серджио Леоне открыл эпоху спагетти-вестернов, принёс ему всемирную славу, сделал Клинта Иствуда звездой и ввёл Эннио Морриконе в пантеон самых известных композиторов в кино. Все были в восторге, включая великого японского режиссёра Акиру Куросаву, который написал Леоне письмо: "Я только что посмотрел ваш фильм и могу сказать, что это очень хороший фильм. Правда, это мой фильм". 

Леоне практически переснял самурайский эпик Куросавы "Телохранитель", и это было достаточно очевидно, чтобы продюсеры решили не доводить дело до суда. Куросава получил денежную компенсацию и 15% от мировых сборов. Леоне считал, что это несправедливо, потому что Куросава, по его мнению, "сам всё заимствовал из американских детективов, так что я просто вернул историю на родину".

The Beatles. "Come Together" (1969 год)

Джон Леннон написал песню для политической кампании ЛСД-гуру Тимоти Лири, когда тот баллотировался на пост губернатора Калифорнии против Рональда Рейгана под лозунгом "Come together, join the party". С песней The Beatles, которые были тогда "популярнее, чем Иисус", у Лири были бы все шансы на победу. Но его посадили в тюрьму за хранение наркотиков, и его политическая карьера на этом окончилась. А песня стала первой на альбоме Abbey Road, завоевала все сердца и… получила обвинение в плагиате.

Леннон позднее признался, что написал её "частично опираясь на одну старую вещь Чака Берри". Официальные издатели Берри предъявили обвинение, но дело закончилось полюбовно – согласием Джона записать три песни из каталога издателей. Но позднее вылез Лири, обвинивший музыканта в том, что тот украл у него название песни. Джон справедливо возражал: "И что теперь, мне её отдать ему, что ли?"

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: