Первый опыт
В первом зале музея можно увидеть модели первых самолётов с открытыми кабинами. В 1903 году братья Уилбур и Орвилл Райт представили первый самолёт с двигателем, он выделял топливо, которое попадало на лицо. И сначала лётные очки появились прежде всего для защиты лица пилота от пыли и остатков топлива.
– В коллекции нашего музея есть несколько старинных лётных очков. Самые редкие датированы началом 20-го века – очки на меху для утепления и к ним кожаный шлем. Они предохраняли от обморожения. Сейчас такие очки с мехом используют только полярники, – рассказала Юлия Сигорская, директор Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.
Кстати, в России очки с двойными линзами (защищали переднюю часть и боковую) первыми начали носить с 1900 года машинисты железной дороги, поскольку кабины вагонов третьего класса тоже были открытые.
Всё выше и выше
Со временем самолёты стали летать выше, поэтому средства защиты лётных экипажей приобрели ещё большее значение. Первые солнцезащитные очки были созданы именно для лётчиков.
– В коллекции нашего музея есть стандартные очки той эпохи, выполненные с двумя шарнирными штифтами. Такую модель начала выпускать американская компания Union Hardware & Metal Company, на выставке можно рассмотреть страницу из их каталога 1940 года с разными моделями очков-авиаторов. Это сделало очки гораздо удобнее благодаря тому, что они гнулись на переносице и можно было использовать только одну линзу, – пояснила Юлия Сигорская.
Очки военных лётчиков нужно было сделать удобными и максимально безопасными. В Великобритании Джон Вуд запатентовал многослойное стекло – триплекс, которое не разбивалось на осколки. Сперва его использовали для лобовых стёкол автомобиля, а с 1912 года триплекс стали применять в изготовлении защитных очков пилотов Королевских военно-воздушных сил. В 1917 году, когда Америка вступила в войну, американцы усовершенствовали эту технологию и задали новый стандарт в производстве лётных очков.
– Знаменитые очки-"авиаторы" компания Ray-Ban запатентовала в 1939 году. Новые очки с антиблоковыми и ударопрочными линзами и металлической оправой были очень лёгкими, тёмно-зелёные линзы надёжно защищали от ультрафиолетовых лучей (Ray Ban – сокращённое от banned from the rays, что дословно переводится как "защищён от излучения"), – сказала Metro коллекционер старинной оптики Юлия Карбовская.
Легендарный завод
В России производством очков с 1892 года занималась Витебская очковая фабрика (после революции получившая имя Розы Люксембург), на ней выпускали защитные очки для рабочих, а с 1930-х – лётные очки. В начале Великой Отечественной войны фабрика была эвакуирована в посёлок Суксун Пермского края, и Суксункский оптико-механический завод стал производить очки для лётчиков-истребителей.
– В Советском Союзе лётные очки делали тоже в металлической оправе, использовали прорезиненные материалы, чтобы они прочно прилегали к лицу, крепились с помощью ремешка. Кстати, на Суксунском заводе до сих пор производят качественные, на современном уровне, лётные очки для пилотов. В их каталоге более 400 моделей, – добавила Юлия Карбовская
Кстати
Легендарный советский лётчик Григорий Речкалов был дальтоником. С детства грезивший полётами, он сумел поступить в лётное училище, но впоследствии был отчислен из-за “цветовой слепоты”– в СССР считалось, что дальтоникам не место в авиации. С началом Великой Отечественной войны в связи с острой нехваткой лётчиков его тоже призвали. На медосмотре он сказал: “Я отличаю свои самолёты от вражеских, этого вполне достаточно”. Лётчик-дальтоник стал дважды Героем СССР, одним из выдающихся советских асов.