Синдром первоклассника – что это?
– Приходя в школу, ребёнок попадает в новые условия. У него появляются жёсткий режим, масса обязанностей, незнакомый коллектив. Становясь первоклассником, он попадает в ситуацию, когда его оценивают посторонние. При этом ребёнок и сам дает оценку окружению – дружелюбная среда или нет. Исходя из своих заключений он подсознательно понимает, можно ли открыться этим людям или нет. Отсюда могут возникать психоэмоциональные проблемы, стрессы, отказы посещать в школу и т. п., – говорит эксперт. – Если дома не всё гладко – проблемы у родителей, непростые взаимоотношения внутри семьи у самого малыша – это только усугубляет ситуацию. Однако подобный период адаптации можно пройти довольно быстро и спокойно, если избегать "подводных камней".
Что не так в доме
Зачастую родители не желают признавать, что всё взаимосвязано: скорость адаптации к школе, домашняя ситуация и психосоматические проблемы. Однако это так, и, чтобы помочь ребёнку, нужно работать со всеми компонентами сразу.
– К примеру, родители транслируют своим детям и окружающим, что мир враждебен, опасен, от него необходимо защищаться и укрываться, доверять никому нельзя, близко к себе подпускать тоже. Ребёнок считывает этот посыл и перенимает его. В итоге, когда он оказывается в школьном коллективе, начинает замыкаться и закрываться, чтобы почувствовать себя в безопасности. Это не позволяет ему устанавливать новые эффективные контакты, находить общий язык и выстраивать отношения, – говорит психолог. – От замкнутости и напряжения у ребёнка появляется спазм мышц, чаще всего спины, поскольку на него взваливается слишком много эмоциональных обязанностей, огромное количество "должен" – и всё это не в игровой форме. В результате появляется искривление позвоночника.
Когда же атмосфера дома открытая, радушная, спокойная, то и ребёнок способен легко идти на контакт, быстрее адаптируется к новым условиям, поскольку доверяет миру. Так что родителям в этом случае стоит поменять свои взгляды на жизнь, отмечает эксперт.
– Или вот второй пример. Дома у ребёнка нельзя открыто выражать свои чувства и эмоции. Ему постоянно говорят: не кричи, не бегай, посиди смирно, – продолжает объяснять специалист. – И если родители постоянно дают подобные и другие ограничивающие установки, то у младших членов семьи формируются сильнейшие зажимы. Ребёнок попросту прекращает понимать себя и свои желания, становится замкнутым, тревожным, не способен выражать свои мысли, чувства, эмоции. Ведь на это наложен своеобразный родительский запрет. И в школе он не способен открыться, бывает неловким, а дети смеются и подшучивают либо открыто обижают и оскорбляют.
От замкнутости в себе и напряжения появляются психосоматические проблемы – чаще всего с горлом, ОРВИ, ОРЗ. Но бывают и более серьёзные последствия, например, ухудшение зрения как нежелание видеть своих обидчиков.
– В итоге получается такой круговорот: ребёнок не хочет идти в школу, потому что ему там некомфортно и его обижают, оскорбляют, а одноклассники так поступают, поскольку он зажат, – говорит эксперт. – При этом, если родители поменяют правила поведения, ситуация улучшится довольно быстро.
Способы облегчить адаптацию к школе
Перед первым классом нужно не только водить малыша на подготовку к школе, где упор идёт на счёт и письмо. Итак, какие шаги важно сделать родителям:
Исправить своё настроение. Обстановка в доме первоклассника должна быть благоприятной, родители должны быть преимущественно в хорошем настроении, отлично относиться друг к другу, дружелюбно настроены. При возникновении конфликтов внутри семьи споры должны решаться быстро, без "молчанки" и затягиваний.
Обеспечить безопасную среду. У ребёнка должно быть понимание, что дома всегда можно открыться. Если он уверен, что здесь можно спокойно изложить свою боль, его выслушают и поймут – адаптация будет проходить легче.
Сформировать правильное восприятие других людей. Ребёнок должен понимать, что одноклассники и учителя имеют право на ошибку, на самовыражение, они просто люди. Но и сам он имеет точно такие же права рефлексировать и выражать свои чувства, мысли и эмоции.
Сформировать позитивное отношение к школе. Если у родителей есть негативное восприятие системы образования, его необходимо менять, поскольку подсознательно ребёнок считывает это и начинает относиться к школе и учителям также.