Когда Максиму было 3,5 года, его мама Алина Ахметова узнала, что у него аутизм:
– Ребёнку поставили диагноз, и мы стали искать для него сценарий социальной успешности, чтобы через волю и преодоление себя он мог освоить новые навыки. У таких детей часто есть проблемы с мотивацией. Мы нашли выход в фигурном катании. Я познакомилась с тренером Анитой Шакировой. Оказалось, что ей интересна эта тема, и мы стали одними из первых её учеников.
Перед первой тренировкой Алина и Анита думали, как заинтересовать Максима, и, к счастью, нашли подходящий способ.
– Сын с детства обожает метро. Уже в три года он знал названия станций. Поэтому мы придумали для него особую тренировку. Тренер расположила конусы так, чтобы они совпадали с ветками московского метро. Причём конусы были того же цвета, что и линии метро. И хотя поначалу его отвлекала слишком громкая музыка, Максим с удовольствием включился в эту игру.
Оказалось, что у мальчика есть способности:
– Сначала он катался с тренером, но довольно быстро стал это делать самостоятельно. После занятий у Максима прошли все проблемы, связанные с коммуникацией, социализацией, концентрацией внимания. Его успехами я делилась в чатах с другими мамами. И оказалось, что многие хотят пойти по нашим стопам.
Так родился проект "Хрустальные пазлы". В 2018-м Алина открыла школу для детей с аутизмом и ментальными особенностями, в которой тренировала Анита.
– Наш тренер разработала специальную методику. Для детей мы специальными айс-маркерами рисуем схемы элементов, которые они выполняют на льду. На основе этой программы была создана система переподготовки для тренеров.
С каждым годом появлялось всё больше желающих присоединиться к проекту. Сейчас в команде более 10 тренеров в Москве и ещё 40 – в регионах. И их работа небесполезна.
450 детей задействовано в проекте
– Мы знали, что любые активности на координацию – это своего рода нейрокоррекция. Нервные связи развиваются, "устаканиваются" между собой. Занятия снижают тревожность, повышают мотивацию. Но то, чего мы никак не ожидали, – это влияние на речь. Наши родители – большие трудяги, они водят детей на разные занятия и секции. Но улучшение речи приписывают нам. Родители часто говорят, что от детей, которые до этого совсем не могли говорить, они услышали первые слова на льду.
А ещё у ребят растёт желание общаться и совершенствоваться.
Например, Максим ходит в обычную общеобразовательную школу и нормально общается со сверстниками. Сейчас ему 11 лет, и он продолжает заниматься фигурным катанием:
– У него весь набор одинарных прыжков, остался только аксель. Недавно он выиграл соревнования у обычных детей, пускай на любительском уровне.
В будущем он хочет работать... в метрополитене.
– Сейчас он может спокойно сказать, в каком году была построена та или иная станция, регулярно ездит с папой на открытие станций и мечтает связать свою жизнь с метро.