Первая в космосе стала первым лицом империи: Пересильд рассказала про роль Елизаветы I

На следующей неделе в прокат выходит художественно-документальная картина "Императрицы", часть съёмок которой прошла в Екатерининском дворце в Петербурге. Metro удалось попасть на один из съёмочных дней и узнать у Юлии Пересильд, каково ей было играть Елизавету I и сложнее ли это, чем её космический опыт в фильме "Вызов"
Первая в космосе стала первым лицом империи: Пересильд рассказала про роль Елизаветы I
1-2-3 Production
Юлия Пересильд сыграла Елизавету I в фильме "Императрицы".

Как вы готовились к роли? Что изучали?

– Моим главным коучем стал режиссёр Андрей Юрьевич (Кравчук, снявший фильмы "Адмиралъ", "Союз спасения", "Пётр I. Последний царь и первый император". – Прим. ред.). Он невероятно много знает про историю государства российского и в частности про это время и исторических личностей. Мы много обсуждали, были репетиции, читки. Мне очень понравилась фраза историка [Евгения] Анисимова, которой со мной поделился Андрей Юрьевич: "Если всю нашу историю представить как поезд, то Елизавета Петровна, несомненно, была бы вагоном-рестораном". Очень живописный образ! Я в большей степени изучала бытовые подробности про Елизавету. Она любила петь, она отвечала за красоту, при ней возник первый русский театр, Академия художеств... И первые русские горки (то, что сейчас принято называть американскими горками) появились тоже при этой императрице, и она сама обожала кататься на этом аттракционе. Так что у неё были все шансы полететь в космос! (Улыбается.)

Помимо Елизаветы I в фильме речь пойдёт ещё и про Анну Иоанновну, и про Екатерину I. Ваша героиня вам близка или можно было бы и кого-то другого сыграть? 

– Я очень рада, что мне выпало сыграть именно Елизавету, так как одна из клятв, которые она давала всходя на престол, – и в нашем фильме это есть – обещание, что при ней не прольётся кровь. На самом деле она почти исполнила свою клятву, при ней практически не было войн. Под конец жизни ситуация немного вышла из-под контроля, но в целом люди немножко выдохнули от постоянного военного положения. При ней расцветали искусства. Она, конечно, была дочерью своего отца (Елизавета Петровна – младшая дочь Петра I и Екатерины I. – Прим. ред.), но её политика была направлена на мир, на радость, на красоту, на искусства.

Что в ней вам больше всего нравится, может, есть что-то, к чему у вас есть претензии?

– Удивительным образом мне в ней ничего не претит. Наверное, у историков есть к ней вопросы – при ней ведь не было захвачено много земель. Но мне настолько нравится её политика, её отношение к жизни. Во-первых, она женщина, и она не изображала из себя мужчину-правителя. Во-вторых, она много сделала для того, чтобы у людей появились новые права и обязанности. В-третьих, она была очень близка народу, не зря её поддержали гвардейцы. Она ходила крестить детей гвардейцев, делала это лично, не через помощников. Она была проста в таких вещах. Она была верующим человеком. И конечно, надо отметить, что Елизавета Петровна создала первый русский театр, как её можно за это не благодарить?! Она любила спектакли, плакала на постановках, восхищалась артистами. Она была искренней. 

А ещё она была весёлая! При этом не была замечена в алкоголизме или разгуле. У неё достаточно чистая и честная биография. Несчастно у неё складывалась личная жизнь, она не была замужем, хотя очень всегда этого хотела. У неё не было своих детей, что тоже было болью. 

Что сложнее, быть первой среди людей или первой в космосе? 

– Я думаю, что цари, правители – это не первые среди людей. Это те, на ком самая большая ответственность. И когда в головах любых правителей эта мысль созреет, в тот момент жизнь станет лучше. Потому что главной целью любого правителя должна быть счастливая жизнь тех, кем он правит, настолько счастливая, насколько это возможно. 

А что касается фильма "Вызов", то мы в космосе были не первыми людьми, но первыми гуманитариями и киношниками – и это предмет большой гордости. Мы свой долг и все поставленные перед нами задачи выполнили.

В чём сниматься проще, в этих огромных платьях или скафандре?

– Мои подруги-актрисы, которые уже снимались в исторических картинах – для меня это первый подобный опыт, – пугали меня, как тяжело в этих платьях сниматься, как трудно в корсетах, как нелегко садиться… После скафандра, хочу сказать, всё очень даже легко!

В картине юную Елизавету I сыграла ваша дочка Маша. Приятно было с ней поработать?

– На съёмках с ней я не была, это какие-то её личные дела с режиссёром, я стараюсь не вмешиваться. Так получилось, что, когда искали актрису на роль Елизаветы в юности, встал вопрос похожести. Машу позвали на пробы. Я не присутствовала при этих пробах, они как-то уж договорились с Андреем Юрьевичем. Я не была против, наоборот, она очень забавно выглядит в этом платье. Маша в обычной жизни любит спортивные костюмы, рокерские куртки, всё такое "весявое", а тут вдруг мы увидели девочку в невероятно красивом лимонном платье!

Съёмки прошли в Екатерининском дворце (музей-заповедник "Царское Село").
1-2-3 Production
Съёмки прошли в Екатерининском дворце (музей-заповедник "Царское Село").

Что для этой роли пришлось освоить физически? 

– Первое и главное – прямая спина! Это не так-то просто. Жаль, сейчас мы мало обращаем на это внимание. Правила этикета при Елизавете не были уж слишком жёсткие, это ещё не такая образованная Россия, как при Екатерине II, поэтому Елизавета могла бегать по комнатам, размахивать руками, она была ближе к нам. 

Но из того, что пришлось осваивать, так это общение, что я – это я. И это не про высокомерие, а про высокий статус. Высокий статус – это большая блажь и большая ответственность. Елизавета Петровна, кстати, не любила подписывать бумаги, для неё это была мука, она убегала, ссылаясь, что ей надо срочно менять наряд, срочно в театр. 

Балы, танцы дались легко?

– Танцы изучали с нашим хореографом Наташей (Кайдановской. – Прим. ред.), она показывала невероятную схему, где каждое движение ног прописано. Кроме того, я ещё пою в фильме романс, который восстановлен нашим композитором по нотам того времени. 

Сниматься в Екатерининском дворце здорово. Я мечтала поработать в таких интерьерах, здесь всё резонирует – это и прекрасно, и почётно, и полезно – это всё насыщает тебя, ты понимаешь объёмы, масштабы пространства. Созерцание такой красоты и мысли меняет, и поведение.