Во многих российских школах уже довольно давно преподают китайский и арабский языки, которые с каждым годом пользуются всё большей популярностью у школьников. Теперь эти знания точно пригодились. А с нового учебного года в трёх московских школах – №№ 1517, 1522 и ЦПМ (Центр педагогического мастерства) – начнут изучать африканские языки: амхарский (Эфиопия) и суахили (Кения, Танзания). Ученики 8–9-х классов смогут выбрать их в качестве второго иностранного.
Преподавать новые языки будут выпускники Института стран Азии и Африки МГУ, где, по словам его директора Алексея Маслова, обучается немало будущих африканистов. И не исключено, что в дальнейшем к преподавателям присоединятся и носители языков.
Сейчас массовый интерес к Африканскому континенту только зарождается, но, по мнению эксперта, если речь идёт о школьном образовании, надо думать о перспективах на 10 лет вперёд: когда сегодняшние старшеклассники получат дипломы, они станут востребованными специалистами в сфере международных отношений, экономики, культуры.
– Три школы Москвы с энтузиазмом приняли эту идею. Потом, я уверен, таких будет больше. Для них африканские языки – конкурентное преимущество. Я думаю, что многим детям это будет интересно. С точки зрения грамматики ряд африканских языков менее сложен, чем, например, китайский. Для суахили письменность – это латинская графика, введённая ещё миссионерами. Амхарский – посложнее, письменность не латинская, а создана на основе эфиопского слогового письма с дополнительными знаками, которые образованы для передачи особых амхарских звуков. Могут быть сложности в произношении некоторых звуков, но дети быстро их преодолеют, – считает Алексей Маслов. – Среди африканских языков есть немало действительно сложных, со множеством диалектов, но мы их не преподаём, выбрали амхарский и суахили, потому что это самые распространённые и полезные для изучения языки.
По словам эксперта, особенность многих африканских языков – это устойчивые словоформы и пассивные конструкции, например, “Книга читается ребёнком”. Пожалуй, подобные паттерны роднят его с английским. Большая часть Африки билингвальная, и, изучая одновременно английский, французский и африканские языки, можно охватить весь регион (в настоящее время в странах Африканского союза статус официальных языков имеют английский, французский, арабский и португальский, а также суахили).
Алексей Маслов говорит, что сейчас наблюдается серьёзный недостаток специалистов, владеющих африканскими языками. Это связано с тем, что долгое время в обществе бытовало неверное восприятие даже таких развитых стран, как Кения, Танзания, Эфиопия.
– Но сегодня они стремительно развиваются, предлагают много возможностей для молодёжи. Я думаю, в будущем роль Африки в мировой экономике существенно вырастет, – продолжил Алексей Маслов. – Важно знать язык, на котором говорят наши коллеги, ведь именно через язык мы понимаем и менталитет народа. Большинство выгодных сделок не доводятся до конца, потому что собеседники не понимают друг друга.
Ещё одна весомая причина изучать языки – это расширение культурных горизонтов.
– Новое поколение привлекает связь Африки с хип-хоп-культурой, музыкой, танцами, многим нравится африканский стиль, который проникает в западное искусство и моду, обогащая их, – добавил Алексей Маслов. – Возможность посетить новые места, увидеть то, что даже вообразить не мог, узнать то, о чём даже понятия не имел, посмотреть на мир с другого ракурса – всё это делает нас лучше, а знание языков – увереннее.
На кафедре африканистики Института стран Азии и Африки МГУ изучают четыре африканских языка: суахили, амхарский, хауса и африкаанс.