Бесценное отличие хорошего художника от посредственного – визуальный язык. Если он найден, считай, половина пути к созданию иллюстрации пройдена. Но как же его сформировать?
– В своей практике я использую два подхода работы со сказками: приглашаю студентов истолковать любимую ими сказку (моя методика опирается на теорию Карла Юнга и Марии-Луизы фон Франц) – или написать свою, – уточнила Саша Бурханова-Хабадзе, автор книги "Алхимическое воображение. Как открыть в себе внутреннего художника". – Во втором случае студентам предлагается самим придумать метафоры, образы персонажей и сюжет, который описывает проблемную/интересующую их ситуацию. Это помогает им прожить её из разных ролей, разобраться в ней – и создать "на выходе" сильный творческий проект.
Художница объяснила, что Мария-Луиза фон Франц, ученица знаменитого психолога Юнга, нашла особый подход к толкованию сказок. Как раз на его адаптированной основе Саша и решила действовать.
Первое, на что стоит обратить внимание, по мнению эксперта, это сценарий и сюжет сказки. В них можно заметить психический опыт, то есть переживания и внутренние трансформации, которые происходят в психике человека.
"Интерпретируя сказку, мы будем интуитивно искать ассоциации и аллегории, описывающие абстрактный, слишком сложный для прямого описания глубинный опыт – будто на кодовом замке подбирая подходящие образы, чтобы передать собственные переживания", – пишет в книге Саша Бурханова-Хабадзе.
Шаг к иллюстрации: выбираем
Выбрать сказку. Саша советует начать с традиционных сказок.
"Подойдут, например, русские народные сказки, сказки братьев Гримм, мифология и фольклор других культур. Позже, освоившись с практикой, вы сможете выбирать для анализа современные фильмы и книги, к которым будете чувствовать инстинктивное притяжение и желание "копнуть вглубь", – это верный знак того, что там вас ждут открытия. Всегда выбирайте сказку не головой, а сердцем: не раздумывая в моменте о природе вашего выбора", – советует автор .
Шаг к иллюстрации: анализируем
Пришло время вопросов к себе. Саша предлагает поговорить с самим собой, почему выбор пал на эту сказку. Медленно изучить себя, отвечая на вопросы про действия и путь персонажей. Возвращаясь к психоаналитической основе, писательница напоминает, что сказочные герои – схематические образы-архетипы состояний души, а не реальные люди и события. Для эксперимента требуется записать рождающиеся ассоциации и ответы, не исключая нелогичные и странные варианты.
– Сказка для меня – это мощнейший творческий инструмент, – объяснила в беседе с Metro художница. – Хорошая сказка помогает уловить и передать (в метафоре) сложные переживания, которые составляют суть человеческой жизни, но для которых мы сами часто не в силах подобрать слова.
Шаг к иллюстрации: рисуем
Пора рисовать. Но не всю сказку сразу, а одного персонажа, который наиболее откликается в эту секунду вам. Саша уточняет в книге, что можно сосредоточиться на самом персонаже или его части, а можно поместить его в предлагаемые обстоятельства.
– Эти методики работы со сказками я сама активно применяю в своей творческой работе, – уточнила для Metro художница. – Так, например, родился персонаж моей книги — художник-алхимик Джемайнда, которую вы видите почти на всех иллюстрациях. Она – моё "сказочное альтер эго", версия меня в моей Творческой Вселенной. Последовательность иллюстраций в книге – это документация моих приключений в подсознании с использованием практик, предложенных в книге. Пока вы читаете книгу – и работаете с практиками, вы параллельно проживаете мой опыт, но по-своему. Будет здорово увидеть, что вы создадите в процессе.