Многие годы Антон руководит театром DEREVO и, не сдаваясь, продолжает исследовать форму перформанса с помощью новых, других, родившихся здесь и сейчас работ.
Перформер не равно актёр
– Актёр и перформер – это две разные ипостаси, два товарища, которые выходят на одну и ту же площадку. Здесь нет ни плюсов, ни минусов. Это разные формы выступления. Бывают и очень скучные, дряблые, гнусные, противные спектакли, которые вызывают у меня отрицательные эмоции, которые высасывают у меня мозги, время и деньги. А бывают замечательные перформансы, которые случаются один раз, очень круто звучат, звенят. В общем, положительные эмоции.
Перформанс – это очень сложный жанр: быть как есть на сцене, в настоящем времени, здесь и сейчас. Нагрузка бывает даже больше, чем в спектаклях. Ты действительно отвечаешь за то, что происходит сейчас с тобой. Нужно выйти на сцену без костюма и всяких приблуд и создать на глазах людей спектакль-импровизацию, жизнь на сцене. Это довольно непросто.
Перформанс – это всегда риск, а не спектакль
– Мы знаем, как мы начнём, мы знаем метафоры, ключевые слова, но мы не репетируем впрямую. Мы совершим такой “бултых в прорубь перформанса” – и поехали как получится. Может получиться хорошо, средне или ужасно. Это всегда риск. Это не спектакль.Те люди, которые приходят увидеть перформанс, – они делают спектакль, а не мы. Их энергетика. Их вибрации из зала заставляют нас свернуть влево или вправо, встать, полететь или умереть. Наша задача, чтобы зрители за первые 10 минут вытащили свои проблемы из карманов и головы, положили их под стул или за шкаф и наконец были вместе с нами.
“Сейчас зачастую многое на половиночку”
– К сожалению, в Москве, да и в Германии, перформанс стал средним или плохим словом. Тут вопрос к исполнителям. Кого-то прёт, кто-то взрывается, кто-то сжигает себя… А кто-то вышел, потоптался в спортивном костюме на сцене – и всё. Перформер сам отвечает за происходящее. Ему ничего не надо – ни костюма, ни поддержки. Он должен владеть техникой. Если ты танцуешь – танцуй, занимайся. Драма – занимайся голосом, работай над собой. А сейчас зачастую многое на половиночку.
“Ты выходишь – и всё, как под расстрел”
– Пример: Михаил Шемякин предложил мне выступить неделю назад на выставке, посвящённой Достоевскому. У меня отношение к нему кривое. Я не люблю мрачных людей, тяжеляк, грузилово… Я понял, что будет перформанс, но не про Раскольникова или старушку-процентщицу. Про другое. Я надел белое платье. Я пришёл в зал, посмотрел на огромные принты работ художника, увидел питерские дороги, свой город и в принципе был готов. Я знал, как и где начну, – и всё…
Когда перформер или актёр выходит на этот магический квадрат под названием сцена, он сразу чувствует зал. Я не смотрю на него, но по тишине я понимаю, что зрители со мной. Это полностью ощущается. Вопрос силы. Какой ты есть сегодня: полный, пустой. Ты выходишь – и всё, как под расстрел. Тебе нечем закрыться. Нет ни Гергиева, Чайковского, фонограммы, пьесы. Ты такой, как есть. Ты голый.
Пароли и явки: идём смотреть перформанс в Москве
Questioning / Кто ты?
4 и 5 декабря, "Гоголь-центр"
Исследовать границы современного театра можно в рамках перформанса "Questioning / Кто ты?". Швейцарская театральная компания Magic Garden (Берн) решила предложить участникам ответить на анкетные вопросы, полагаясь на фантазию и интуицию. Затем по правилам перформанса зрители "переживут" знакомство и общение друг с другом. А в конце каждый получит на хранение секрет, открыть который можно будет только оставшись наедине с собой.
Дуб Майкла Крейга Мартина
15 декабря, Центр им. Мейрхольда
По правилам перформанса здесь не будет пьесы, декораций, костюмов... Режиссёр Илья Мощицкий даст право одному зрителю, пришедшему на «Дуб Майкла Крейга Мартина», попробовать себя в роли перформера. Просто поднимись на сцену – и дыхание зала, внутренние переживания и разговор с режиссёром направят на путь поиска и формулирования высказывания.