Пейзажи Левитана в местах их создания: картины художника вернулись в Звенигород

Обозреватель Metro отправился в Подмосковье смотреть на осень Левитана – на его полотнах и за окнами выставочного зала
Пейзажи Левитана в местах их создания: картины художника вернулись в Звенигород
Пресс-служба Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
У искусствоведов есть термин "окно Левитана" – перспектива, уходящая далеко вперёд в "окно", образованное деревьями по бокам.

Гениальная, без преувеличения, идея показать пейзаж там, где он был нарисован, обеспечивает эффект погружения в него даже для тех, кто до сих пор понятия не имел, что это такое. Подъезжая на автобусе к Звенигороду, за его окнами ты видишь ровно то, что и через несколько минут на выставочных стенах в Звенигородском манеже: полыхающие осенними кострами на холмах оранжевые кроны множатся в пейзажных отражениях на холстах Левитана, Саврасова и Поленова. 

– Ландшафты Звенигорода сохранились с XV века, – подтверждает охвативший обозревателя Metro эффект погружения в пейзаж директор Звенигородского музея-заповедника Елена Кожевникова. – И это огромная ценность – не меньшая, чем картины и древние памятники. И не рассказать о них – значит, не до конца раскрыть замысел этой выставки. 

На осень Левитана можно посмотреть там, где она и была написана.
Левитан И. И. Сумерки. 1899 © Русский музей, Санкт-Петербург
На осень Левитана можно посмотреть там, где она и была написана.

Оказавшийся в стороне от промышленного развития и тем самым сохранивший свои природные красоты Звенигород стал в XIX веке местом притяжения для столичных жителей и художников. Железную дорогу тоже протянули у города только в 1921 году, поэтому сегодня мы видим те же плавные линии рощ и холмов, что и Левитан. 

Всего на выставке "Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX – начала XX веков из собрания Русского музея" представлено 56 работ главных русских художников-пейзажистов: 45 картин приехали в Звенигород из собрания Русского музея, 11 достали из запасников Звенигородского музея-заповедника. Это работы учителей, друзей и последователей Левитана: Алексея Саврасова, Василия Поленова, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Игоря Грабаря, Аполлинария Васнецова и других.

Ученик Саврасова Константин Коровин приехал в Саввинскую слободу в 1876 году вместе с братом и сверстниками.
Коровин К.А. Дорога. Звенигород. 1891 © Русский музей, Санкт-Петербург
Ученик Саврасова Константин Коровин приехал в Саввинскую слободу в 1876 году вместе с братом и сверстниками.
Цифра
100
пейзажей Левитана посвящены осени

Справедливости ради надо сказать, что на выставке есть не только окрестности Звенигорода, но и немного крымских и итальянских красот, однако все они в пространстве этой экспозиции уверенно меркнут перед нежной красотой и утончённостью русского пейзажа, над тайной которого Исаак Левитан бился всю жизнь. "Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, помечать сокровенную тайну, видеть Бога во всём и не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения", – писал Левитан в одном из писем Антону Чехову. 

ЦИТАТА
Личность наставника играла важную роль в биографии Левитана. Судьбоносной оказалась его встреча с Алексеем Саврасовым, преподававшим в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Именно от Саврасова талантливый ученик перенял любовь к пейзажу настроения. Колористическая гармония произведений учителя открывала новые возможности использования тональной живописи в картине. Благодаря саврасовским изображениям равнинных далей Левитан научился ценить в природе тонкую лирику лишённого внешних эффектов национального пейзажа.
— Сергей Кривонденченков, куратор выставки, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея

С 1884 года Исаак Левитан разгадывал тайну русского пейзажа в селе Саввинская Слобода под Звенигородом – здесь до сих пор сохранился деревянный домик с белыми ставнями, который он вместе с Константином Коровиным снимал для работы. Эти места русские живописцы прозвали "русским Барбизоном" по названию деревушки в 60 км от Парижа, где обосновалась знаменитая коммуна французских художников-пейзажистов. 

"Здесь было так много красивых и разнообразных кусков природы, каких-то очаровательных деревьев, холмов, что, кажется, целому поколению художников могла бы дать природа этих мест темы для их произведений", – писал Константин Коровин о Саввинской Слободе в своих воспоминаниях про Левитана. 

На выставке можно увидеть и архивные фотографии мест, где были написаны картины.
Пресс-служба Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
На выставке можно увидеть и архивные фотографии мест, где были написаны картины.

До Левитана и Коровина окрестности Звенигорода открыли учитель Левитана Алексей Саврасов и академик Императорской академии художеств Лев Каменев, который приехал однажды в Саввинскую Слободу и так здесь и остался на целых 20 лет жизни. Приехавшему сюда на этюды юному Коровину он жаловался, что русская аристократия не ценит родной пейзаж: "А разве есть пейзаж в России? Нет. А кто богат, норовят за границу уехать. Не видят красоту свою. Не видят, скучают". 

Левитану и другим художникам пейзажной мастерской Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которую возглавил в 1858 году Алексей Саврасов, удалось отечественную аристократию к русскому пейзажу вернуть. Именно эти художники поймали в своих этюдах то нежное и поэтическое настроение родной природы, которое сегодня кажется нам привычным, – а это в их эпоху было абсолютно новаторским. Переходя на выставке от картины к картине, ты вдруг отчётливо ощущаешь, как вернувшиеся в места своего создания полотна дарят и тебе возвращение к этой родной красоте.