В детстве каждый из нас наверняка ездил в деревню к бабушке на доисторическом "пазике", который работал, казалось, на одних молитвах пассажиров. Сейчас этого представителя автопрома 60-х, перевозившего тысячи человек по всей стране, днём с огнём не найти – хотя до 1968 года таких было выпущено более 62 тысяч. Однако Музею транспорта Москвы чудом удалось не только найти образец модели ПАЗ-652Б, но и полностью его отреставрировать.
Тот самый "пазик" из советской эпохи нашёлся в одном из гаражных кооперативов – и его состояние оставляло желать лучшего. Когда автобус привезли на Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ), он состоял из кузова на мостах и колёсах. Работы по реставрации затянулись на целых три года.
– Некоторые детали были воссозданы заново. Например, перегородка, задняя дверь, лесенка. Чертежей практически не сохранилось и восстанавливать технические узлы, части и детали приходилось по фотографиям. Специалисты музея и СВАРЗа изготовили, отремонтировали и восстановили несущие конструкции кузова, двигателя, шасси, других узлов и агрегатов. В специальном цеху полностью перешили салон в соответствии с историческим обликом, – рассказала Metro Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта.
История применения этого транспорта, производимого на Павловском автобусном заводе в местечке Павлово-на-Оке, не обошлась банальной перевозкой пассажиров. Помимо этого, модель автобусов широко использовалась и для других целей – так, например, с 1959 года в 652-х "пазиках" размещались передвижные госпитали и станции по забору крови. Автобус даже снимался в большом кино.
Сейчас уникального представителя автобусов 1960-х можно увидеть на экскурсиях в фонды музея. Скоро "пазик" станет постоянным экспонатом музея в гараже Константина Мельникова – открытие экспозиции планируется в конце следующего года.