О чём спектакль
Призрак мамы и пять невест
Великовозрастный маменькин сынок Вениамин (Виктор Логинов) ищет себе невесту. Делать это он не очень хочет ("Могу ли я себе позволить роскошь отсутствия человеческого общения?"), но на поисках настаивает призрак его мамы (Ольга Волкова). Мама утверждает, что из-за того, что сын до сих пор не женат, её не пускают в рай, и даёт Вениамину на решение насущного вопроса семь дней. Не в силах противиться любимой маме, сынок отправляется общаться с потенциальными невестами, категорично заявив: "Не понравится – уйду!" Мама пристально наблюдает за каждым свиданием в углу сцены, при помощи уморительной мимики давая оценку всему происходящему.
Впечатления
Семён Альтов – мастер афоризмов
Основная нагрузка в постановке легла на плечи Аллы Довлатовой, которая воплотила роли пяти невест, описанных в программке спектакля, судя по всему, словами автора пьесы Семёна Альтова: боевая подруга Броня, заслуженная медсестра Фрида, филармоническая бабочка Изольда, деловая женщина Стелла и Вера – "последний шанс". С этой нагрузкой актриса справляется с акробатической виртуозностью, входя в каждый новый образ так же стремительно, как надевая его одежду. Семёну Альтову удалось подметить в окружающей его современности самые яркие типажи: мужиковатой бабы, дотошной врачихи, гуманитарной барышни и деловой леди. Эти образы опытному литератору Альтову удалось сделать очень остроумными, без балансирования на грани с пошлостью даже в сценах, когда героиня Довлатовой остаётся в неглиже. Текст Альтова буквально распадается на цитаты и афоризмы – показатель высшего драматургического пилотажа: "Чем меньше врач знает, тем охотнее к нему идут пациенты", "Это у женщин бывают "такие" дни. А у мужиков все дни не такие".
Природный юмор и естественность Аллы Довлатовой делают особенно комичной вечную драму поисков личного счастья девушками за сорок, вполне раскрывая отношение к каждому типажу у автора пьесы – доброе и без сарказма. Вся пьеса – своеобразный сценический триумф Довлатовой, к портрету актёрской виртуозности которой добавляется ещё и исполнение песен на музыку Сергея Шустицкого (ими заканчивается номер каждой невесты). Не обошлось и без музыкальных пародий, например, на Пугачёву, которая даёт "ежегодный прощальный концерт".
Виктору Логинову не менее блестяще удалось воплотить образ сорокалетнего "мальчика", воспаряющего к небесам от того, что любимая мама видит в нём то "простуженного Бельмондо", то Клинта Иствуда, и впадающего в панику, как только невесты начинают активничать:
– Разбиватель женских сердец!
– Честно говоря, не пробовал никогда.
– Ты меня возбуждаешь!
– У меня давление тоже скачет.
Испуганно тараща глаза и хватаясь за критические замечания мамы-ангела о невестах как за спасительный шанс избежать проклятой женитьбы, Виктор Логинов даёт известному типажу городского великовозрастного невротика шанс на более широкий, чем разговоры с пауком Эдиком, круг общения.
Немногословная, но очень выразительная роль мамы-ангела позволяет насладиться комическим даром Ольги Волковой даже в моменты, когда она ничего не говорит, – не забывайте смотреть на край сцены, откуда она наблюдает за происходящим, выразительно делая знаки глазами и руками. Уход актрисы со сцены сопровождается хохотом: выполнивший свою миссию ангел отправляется на небеса через металлоискатель, пытаясь похитить торшер.
Фишки
Скорость перемены образов
У Аллы Довлатовой не так много времени на то, чтобы переодеться в очередной образ: между эпизодами с переменой невест проходят считаные минуты. Поэтому волей-неволей зрительское воображение пытается нарисовать закулисные картины стремительных смен париков, каблуков и меняющих фигуру накладок.
Приятным сюрпризом стало и появление на сцене в конце спектакля всей постановочной группы, включая автора пьесы Семёна Альтова, режиссёра-постановщика Андрея Максимкова и композитора Сергея Шустицкого. Им достались отдельные аплодисменты и симпатии.
Подслушано у зрителей
"Я никогда не видела на сцене Довлатову – и я под впечатлением".
"Такой подарок нам сделали – это правда очень смешно".
"Как сказала Изольда: "Господи, сколько нам осталось злоупотреблять"