
Об этом пишет газета Daily Mail.
Отмечается, что у некоторых пациентов их новые увлечения и предпочтения повторяют хобби и предпочтения их доноров, что заставило экспертов задаться вопросом, не получают ли реципиенты также и воспоминания своих доноров.
В обзоре, опубликованном в начале этого года, исследователи привели один случай, когда девятилетний мальчик получил сердце от трёхлетней девочки, утонувшей в бассейне своей семьи.
Хотя мальчик не знал, как умер его донор, его мать сообщила, что он стал "смертельно бояться воды".
В другом случае профессор колледжа, получивший сердце от погибшего полицейского, которому выстрелили в лицо, начал видеть "вспышки света" прямо перед глазами.
Он сказал: "Моё лицо становится очень-очень горячим. Оно действительно горит".
Все новые исследования показывают: это может быть связано с тем, что сердце и мозг неразрывно связаны друг с другом, поскольку сердце имеет нейроны и клетки, схожие с мозгом.
Кроме того, пересадка органа может привести к тому, что гены, контролирующие черты характера, изменятся и будут проявляться по-другому.
Исследователи в обзоре 2024 года пишут: "Появляющиеся данные свидетельствуют о том, что при пересадке сердца реципиенту могут передаваться черты личности и воспоминания донора, что ставит под сомнение традиционные представления о памяти и личности".
Кроме того, "нейронная сеть сердца и двунаправленная связь с мозгом поддерживают концепцию связи между сердцем и мозгом в области памяти и личности".
Команда предположила, что эти изменения могут быть вызваны передачей клеточной памяти, что говорит о том, что отдельные клетки могут быть способны формировать воспоминания. Однако механизм этого пока неясен.
Кроме того, введение нового органа в организм реципиента может привести к тому, что гены будут проявлять себя по-другому.
Однако многие эксперты считают, что эти ситуации слишком случайны и изменения могут быть психологической реакцией на восстановление после тяжёлых операций и смертельно опасных сердечных заболеваний.
Специалисты из канадского Университета Макгилла, например, предположили, что иммунодепрессивные препараты, которые приходится принимать реципиентам органов, могут вызывать повышение аппетита, что может изменить их отношение к еде.
Другие исследования показывают, что реципиенты могут готовиться к операции, опасаясь унаследовать поведение или черты характера своего донора, что может привести к изменениям в поведении.
Стресс, связанный с проведением серьёзной, спасающей жизнь операции также может заставить пациентов изменить взгляды на некоторые аспекты своей жизни, например, на отношения.
Помимо воспоминаний, некоторые пациенты также сообщают об изменении конкретных предпочтений.
В одном из исследований 2002 года врачи подробно описали случай женщины, которая унаследовала пищевые предпочтения своего донора.
Исследователи писали: "Она была танцовщицей и хореографом, следившим за своим здоровьем, но после выписки из больницы у неё возникло неконтролируемое желание пойти в ресторан Kentucky Fried Chicken и заказать куриные наггетсы – еду, которую она никогда не ела".
Интересно, что недоеденные наггетсы Kentucky Fried Chicken были найдены в куртке молодого человека, когда он был убит.
У другой, 29-летней, женщины, получившей сердце от 19-летнего вегетарианца, внезапно возникло отвращение к мясу.
Команда, подготовившая обзор 2024 года, предупреждает, что необходимо провести дополнительные исследования связи между пересадкой сердца и памятью.
По словам учёных, необходимы дальнейшие междисциплинарные исследования, чтобы разгадать тонкости передачи памяти, нейропластичности и интеграции органов, предлагая понимание как трансплантации органов, так и более широких аспектов нейронауки и человеческой идентичности: "Понимание этих сложностей открывает перспективы для улучшения ухода за пациентами при трансплантации органов и углубляет наше понимание фундаментальных аспектов человеческого опыта и существования".