Памятники архитектуры XX века и дома на рельсах есть возле МЦК Коптево

В 1908 году по приказу императора Николая II открылась Московская окружная железная дорога. Центральной была нынешняя станция МЦК Коптево, где Metro побывало на экскурсии и оценило архитектурный ансамбль XX века
Памятники архитектуры XX века и дома на рельсах есть возле МЦК Коптево
Маша Ильина
Дом 40 в проезде Черепановых. Первый этаж с комнатами для работников, второй – с квартирами для начальства.

Кольцо вокруг Москвы

В начале XX века, как и сегодня, Москва была центральным железнодорожным узлом. Транзитные грузы перегружали на телеги на одной станции и перевозили по улицам на следующую станцию в другой конец города. Это было неудобно всем: горожанам, потому что улицы были забиты грузовыми телегами, железнодорожникам, потому что поезда задерживались, и владельцам грузов – им надо было доплачивать за пересадку между станциями. Поэтому в 1869 году появилась идея построить вокруг Москвы железнодорожное кольцо. И в 1908 году по приказу императора Николая II открылась Московская окружная железная дорога, которую сейчас мы знаем как МЦК.

– Было около 20 проектов кольца, в итоге все идеи собрал в один проект инженер Пётр Рашевский. Его и осуществили, – рассказывает Юрий Егоров, историк транспорта, экскурсовод, автор книги "Московская Окружная железная дорога. Путеводитель". – Помимо идеи разгрузить улицы Москвы, важно было связать между собой городские окраины, чтобы горожане могли быстрее добраться из одного района в другой.

Экскурсовод Юрий Егоров начинает экскурсию о посёлке железнодорожников начала прошлого века у МЦК Коптево.
Елена Купцова
Экскурсовод Юрий Егоров начинает экскурсию о посёлке железнодорожников начала прошлого века у МЦК Коптево.

В проекте Рашевского поездка по кольцу должна была стоить столько же, сколько и на трамвае, независимо от того, проехать нужно одну или всё кольцо, а электропоезда ходили бы каждые 10-15 минут. Но не всё задуманное тогда получилось претворить в жизнь. Зато многие идеи из этого проекта реализованы на МЦК.

– До начала Первой мировой войны удалось построить два пути, по которым шли пассажирские поезда и грузовые. Билеты стоили от 10 до 30 копеек за проезд каждой станции, а чтобы объехать всё кольцо, получалось дорого, – рассказывает Юрий. – За сутки проходило всего несколько проездов. Такое пассажирское движение просуществовало на Московской окружной дороге до лета 1928 года.

– В 7 лет на станции метро "Кутузовская" я увидел настоящий паровоз. После этого перечитал дома все книги о железных дорогах. Так поезда стали моим хобби.
Юрий Егоров, экскурсовод

Архитектурный ансамбль

В Коптево в начале XX века была одноимённая деревня – отсюда и название. Кстати, деревни Лихоборы – Верхние и Нижние – тоже были неподалеку. Вокруг станции разбили посёлок и построили типовое жильё для железнодорожников – уникальный архитектурный ансамбль из 12 домов, которые сохранились до наших дней.

За деревьями – один из домов архитектурного ансамбля.
Елена Купцова
За деревьями – один из домов архитектурного ансамбля.

– Дома расположены в проезде Черепановых. Первым стоит дом начальника участка тяги, – Юрий показывает на одноэтажное красно-белое здание с мансардой. – Одно из красивейших зданий ансамбля и памятник архитектуры начала XX века. Для начальников строились дома с квартирами. Для работников – попроще, наподобие общежития: комнаты по обе стороны коридора.

В домах были водопровод и электричество, но мыться все ходили в баню – отдельный домик в центре посёлка. Начальники и работники посещали её по разным дням. Круглосуточно работал медпункт с палатой на 6 мест. Если случалось что-то серьёзное, больного забирали в центральную больницу.

– Станцию обслуживало около сотни человек. И жили они большой общиной, объединённой одной целью – обеспечить движение поездов.

Дома с рельсами

Экскурсовод Юрий Егоров рассказывает об особенностях корпоративного строительства в 1920-х годах.
Елена Купцова
Экскурсовод Юрий Егоров рассказывает об особенностях корпоративного строительства в 1920-х годах.

В конце 1920-х, когда крестьяне массово перебирались в города и перевозки по железной дороге увеличивались, вырос и штат железнодорожников. Вокруг станций организовывались кооперативные строительства. Во дворах домов 46, 48 и 50 по проезду Черепановых малоэтажные здания в стиле конструктивизм построены как раз на деньги работников станции.

– Эти жилые дома – работа архитектора Бориса Шатнева, который много строил для Московско-Курской железной дороги. Посмотрите, какие здесь большие окна, – Юрий у дома 48 поднимает голову вверх. – Так боролись с туберкулёзом: солнце проходило в каждую квартиру. В этих домах душевые, закреплённые за каждой квартирой, были в подвалах. Поэтому можно было встретить соседа в халате и шлепанцах, идущего на водные процедуры. Сейчас душевые в квартирах, а в подвалах постирочные.

Четырёхэтажный дом 48 в проезде Черепановых уникален: в нём вместо металлических несущих балок лежат списанные рельсы. И до сих пор сохранились лестничные перила – деревянные 1920-х годов.

На лестнице вместо балки – списанные в 1920-х рельсы.
Елена Купцова
На лестнице вместо балки – списанные в 1920-х рельсы.

– Где рельсы, там и клейма. В подъезде между 3 и 4 этажом на периле я нашёл клеймо английского завода "Sheffied steel", – восхищается Юрий. – Он поставлял рельсы для российских железных дорог в XIX веке.

Система жезлов

– В начале XX века стрелки на путях перевести люди, "которые были во всем виноваты", – стрелочники, – говорит Юрий. – С развитием железнодорожного транспорта, когда путей стало больше, а поезда длиннее, ручная стрелка стала тормозить процесс работы, и создали специальные приборы, благодаря которым стрелки стали переводить дистанционно. Эти приборы собирали в в "Будке центрального управления стрелками и сигналами" в проезде Черепановых, дом 21.

Металлический жезл – предшественник светофоров.
Елена Купцова
Металлический жезл – предшественник светофоров.

Оттуда же отправляли поезда по маршруту. Разрешением служил металлический жезл, палочка с выбитым названием станций, между которыми он передавался.

– Эта электрожезловая система изобретена, чтобы два встречных поезда не столкнулись в тоннеле, – объясняет Юрий. – Начальник или дежурный звонил на следующую станцию и спрашивал разрешение на отправление. После одобрения нёс машинисту. Тот ехал с ним до станции и возвращал. И так происходило на каждой станции. Если поезд шёл без остановок, начальник станции ждал у путей, держа на вытянутой руке петлю с зажатым в ней жезлом. Помощник машиниста свешивался с локомотива и петлю ловил на локоть. Одет он был всегда телогрейку, потому что иначе получал сильнейший синяк.

В этом году этой жезловой системе исполняется 100 лет, и на второстепенных линиях по ней до сих пор работают. На Московской окружной железной дороге жезлами пользовались до середины 1950-х, пока не появились светофоры.

Здания ансамбля возле МЦК Коптево

Посёлок железнодорожников возле центральной станции в 1910-х строился по разработанному плану. Все здания были из красного кирпича.

"Дом с совой"

Первый дом архитектурного ансамбля начала XX века возле МЦК Коптево.
Юрий Егоров
Первый дом архитектурного ансамбля начала XX века возле МЦК Коптево.

Проезд Черепановых, 1. Дом назван так, потому что в фасаде "сидит" каменная совушка. Это первый дом ансамбля, он построен для начальника участка тяги.

Дом для начальников

Этот двухэтажный дом построен для начальства.
Елена Купцова
Этот двухэтажный дом построен для начальства.

Проeзд Черепановых, 5. В этом доме на двух этажах были квартиры для начальства. В каждой квартире предусмотрен кабинет.

Здание вокзала

Здание вокзала стоит в центре посёлка.
Елена Купцова
Здание вокзала стоит в центре посёлка.

Проезд Черепановых, 15. Вокзал находился в центре посёлка, чтобы работникам станции удобно было до него добираться.

Дом начальника станции

Дом, построенный для начальника станции.
Елена Купцова
Дом, построенный для начальника станции.

Проезд Черепановых, 42. Дом спроектирован так, чтобы вид открывался на посёлок, депо и ж/д пути. Балкон не сохранился.

Будка центрального управления стрелками и сигналами

Будка центрального управления стрелками и сигналами.
Елена Купцова
Будка центрального управления стрелками и сигналами.

Проезд Черепановых, 21. Здесь начальник станции или дежурный контролировали все рабочие процессы.