Открылась выставка Яна Левинштейна, писавшего портреты Никулина и Окуджавы

Художник жил на Арбате, дружил с великими и создал их удивительные, инопланетные портреты. Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка Яна Левинштейна
Открылась выставка Яна Левинштейна, писавшего портреты Никулина и Окуджавы
Предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства
На плече у грустного клоуна Юрия Никулина сидит золотая птичка как символ богатого внутреннего мира артиста.

В выставочном зале друг напротив друга висят два огромных полотна – по 1,7 м в высоту: выдающийся пианист Святослав Рихтер заинтересованно смотрит на увлечённого созданием музыки Дмитрия Шостаковича.

Святослав Рихтер – родственник жены художника. Пианиста автор запечатлел в стиле современной нейросети – с шестью пальцами на руке.
Предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства
Святослав Рихтер – родственник жены художника. Пианиста автор запечатлел в стиле современной нейросети – с шестью пальцами на руке.

– Ян Левинштейн писал всех героев с натуры. Он был вхож в музыкальные круги через супругу. Рихтер был родственником его жены,  – рассказала Metro Василиса Литвинова, куратор выставки. – А наброски и этюды к портрету Шостаковича сделаны у него дома, в момент, когда композитор сочинял музыку. Левинштейн уловил, что музыкальные зарисовки созвучны с художественными. И очень органично отразил это в своей работе.

Портрет Шостаковича был написан в 1960-м, Рихтера – три года спустя, но отличает их не только год создания, но и манера исполнения.

Дмитрия Шостаковича Левинштейн изобразил в момент работы над партитурой. Глаза композитора неспроста одного цвета с нотной бумагой.
Предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства
Дмитрия Шостаковича Левинштейн изобразил в момент работы над партитурой. Глаза композитора неспроста одного цвета с нотной бумагой.

– Рихтер написан в более экспрессивной манере, – считает Василиса Литвинова. – Портреты Левинштейна вообще разные по стилистике. Какие-то, как портрет Окуджавы, более реалистические, какие-то – как его Никулин – с отголосками наиво-примитивизма.

Портрет Юрия Никулина (1969) вообще вышел одним из самых интересных. Художник назвал полотно "Грустный клоун". Таким он увидел великого комика, весельчака и балагура, собирателя и потрясающего рассказчика анекдотов.  

– Левинштейн близко знал Никулина и понимал, что это человек с непростой судьбой, – говорит куратор. – Юрий Владимирович – фронтовик, полностью прошёл войну, но, увидев все её ужасы, не утратил тяги к свету,  к добру, к желанию дарить улыбки. Поэтому на плече у грустного клоуна Левинштейн изобразил золотую птичку. Как символ света в душе Никулина.

Булата Окуджаву, как и многих других своих героев, Левинштейн показал с неестественно длинными пальцами.
Предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства
Булата Окуджаву, как и многих других своих героев, Левинштейн показал с неестественно длинными пальцами.

Юрий Владимирович, как и остальные герои работ Левинштейна, высоко ценил мастерство автора.

– И Никулин, и Окуджава, и другие были его поклонниками. На выставке представлено несколько интересных фотографий. Например, Никулин, берущий у Левинштейна автограф. С Окуджавой есть трогательное фото с подписью Булата Шалвовича. Они были почти соседями – оба жили на Арбате. К сожалению, на выставке не представлен портрет Михаила Козакова. Он остался в личной коллекции режиссёра. Но их совместный снимок есть. На нём радостный Козаков повис на плечах у Левинштейна. По-моему, это фото лучше всяких слов говорит о близости их отношений.

Булат Окуджава, Ян Левинштейн и Михаил Козаков.
Предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства
Булат Окуджава, Ян Левинштейн и Михаил Козаков.

Но несмотря на оценку ближнего круга, заслуженной славы художник так и не получил, считает Василиса Литвинова:

– Думаю, это потому, что его коллеги-нонконформисты, как тот же Оскар Рабин, эмигрировали, а он нет. Левинштейн любил свою родину, он не хотел уезжать, хотя возможности были. Но, думаю, признание, пусть и запоздалое, к нему придёт. Портретистов такого уровня  крайне мало.

Досье

Ян Левинштейн (1923–2010) 

  • Родился в Ташкенте.
  •  В 1941-м поступил в Суриковский институт, который из-за войны эвакуировали в Узбекистан.
  •  На поступление в Самарканд приехал с опозданием в несколько дней. Но академик Серов, увидевший выставленные в коридоре работы парня, предложил взять его без экзаменов.
  •  Учился в мастерской профессора Игоря Грабаря.
  •  Дипломная работа Левинштейна была настолько удачной, что экзаменационная комиссия постановила сразу принять его в Союз художников СССР.
  •  После распределения преподавал в Иркутском художественном училище. На каникулах жил на острове Ольхон посреди Байкала в семье рыбаков.
  •  С 1950-х жил в Москве.
  •  Ян – псевдоним, взятый в столице. Имя при рождении – Яков.
  •  Участвовал в "Бульдозерной выставке" нонконформистов 1974 года, которую в прямом смысле уничтожили бульдозером.
  •  На "Википедии" до сих пор нет страницы, рассказывающей о художнике.